Приток иностранных предпринимательских инвестиций в Нигерию устойчиво возрастал вплоть до середины 70-х гг. Изначально этот рост был связан с необходимостью мобилизации ресурсов для решения неотложных экономических проблем молодых независимых государств, появившихся после распада колониальной системы. В последующие годы новый приток ПИИ в Нигерии затормозился, и даже сменился репатриацией капитала вследствие прокатившейся волны национализации иностранной собственности. Это послужило одной из причин сокращения доли Нигерии в общем объеме прямых инвестиций ТНК.
В 60-70-е гг. стратегия всеобъемлющего государственного контроля над экономикой, всемерного укрепления и расширения хозяйственных функций государства была в Нигерии и в целом Африке преобладающей. Централизованное планирование, корректирующее вмешательство в распределение ресурсов, широкое участие государства в развитии зарождающихся отраслей промышленности были неотъемлемыми компонентами этой стратегии. Еще одним элементом такой политики стал экономический национализм, продвигаемый с помощью системы государственных предприятий и поощрения национального частного сектора. Государство вторгалось буквально во все аспекты хозяйственной деятельности, устанавливая и отслеживая цены, ужесточая регулирование трудовых отношений, валютных операций и финансовых рынков.
Нефтяные кризисы были завершающим аккордом государственной экспансии. В начале 80-х гг. на мировом рынке цены на нефть упали, что ввергло экономику страны в кризис, поскольку нефть обеспечивала 95% валютных поступлений. Отсутствие внимания к развитию сельского хозяйства привело к тому, что Нигерия перестала обеспечивать себя продовольствием, значительную часть которого пришлось импортировать. К тому же в области промышленности политика развития имела серьезнейшие просчеты. Переход от импорта готовых товаров к их производству осуществлялся в основном не за счет использования местного сырья, а привозного, что вместе с импортом запчастей к оборудованию не ослабил внешнеэкономическую зависимость, а лишь видоизменил, а в ряде случаев и усилил ее. В свою очередь, Нигерия оказалась втянута в круговорот огромных нефтедолларовых заимствований в целях поддержания роста государства.
Критической точкой стал 1986 г., когда цена нефти упала до 8 долл. за баррель (1981 г. - 40 долл.) и доходы страны от экспорта нефти сократились с 23 млрд. долл. до 2 млрд. Закупки иностранных технологий, сырья потребовали привлечения дополнительных средств из-за рубежа, что привело к росту внешней задолженности до 20 млрд. долл. (см. приложение 1). В стране насчитывалось 6 млн. безработных.
К середине 80-х гг. издержки такой стратегии развития стали очевидными. Они отчетливо проявились, когда разразился долговой кризис, вызванный резким ухудшением валютно-финансового положения страны из-за обвала мировых цен на сырье и нефть, падения экспортных доходов, заметного сокращения чистого (с учетом обслуживания долга) притока внешних ресурсов, в том числе почти полного прекращения частного кредита и снижения до минимума нового притока ПИИ.
Под влиянием кризиса нигерийское правительства приступило к корректировке моделей развития, в которых роль государства была доминирующей. Маятник качнулся в обратную сторону: государственное вмешательство в экономику стало повсеместно сворачиваться, возобладали концепции ее либерализации, всемерного развития рыночных механизмов хозяйствования.
Нигерия отказалась от прежней односторонне негативной трактовки и недооценки иностранного частного капитала, что повлияло на смягчение инвестиционного режима. Политика запретов, ограничений, жесткого регулирования деятельности ТНК, которая преобладала в 60-70-х гг., уступила место государственному курсу на их привлечение, выработку компромиссов при сотрудничестве с иностранными инвесторами.
В этих условиях в июле 1986 г. при участии экспертов МБРР и МВФ была принята программа структурной перестройки экономики. Она предусматривала два этапа: стабилизацию валютно-финансового положения и обращения и структурные преобразования в экономике. Проводилась линия на снижение курса найры до реального уровня, ликвидацию государственных субсидий на удобрения и нефтепродукты, изменение банковских ставок. Параллельно проводились мероприятия, направленные на диверсификацию экономики и снижение зависимости от экспорта нефти, поощрение местного предпринимательства и использование местного сырья. Были в частности предприняты такие меры, как стимулирование развития приоритетных отраслей промышленности, сельского хозяйства с помощью налоговой и кредитной политики. Была проведена приватизация государственных управлений по закупке сельскохозяйственного сырья, большинства предприятий госсектора. Особое внимание было уделено проблеме привлечения иностранного капитала путем улучшения инвестиционного климата. В качестве приоритетных отраслей были избраны сельское хозяйство, нефтехимия и газовая промышленность, черная металлургия, некоторые другие отрасли. Перейти на страницу: 1 2 3