Характерной чертой Европейского континента является не только общая культура и история, но и существование большого количества границ.
Большинство исторических процессов, которые берут свое начало в средние века, привели в XIX и XX веках к возникновению различающихся моделей государств, которые преимущественно существуют в настоящее время и ведут самостоятельную политику. Немного было исключений возникновения настоящих границ, таких как границы между Испанией и Португалией, одной из самых древних в Европе. Государственные границы в течение последних трех столетий отделяли регионы и этнические группы. Создавались искусственные барьеры, а боязнь военной агрессии приводила к слабому, немногочисленному заселению приграничных территорий. Экономическая активность, торговля, а вместе с ними и население перемещалось из приграничных территорий в центр государств. Транспортные пути тянулись вдоль границы. Территории с большей плотностью населения, лежащие вблизи границ, а также хорошо развитые промышленные регионы становились причиной политических конфликтов и войн. За немногим исключением европейские приграничные пространства становились территориями слабо развитыми, имеющие недостаточно хорошую транспортную сеть. Природные границы такие как реки, озера, моря и горы дополнительно усиливали существующие барьеры. Политические концепции и амбиции отдельных милитарных блоков сделали границы "непроницаемыми". Отличающаяся политика, реализуемая по разные стороны границы, в особенности в отраслях управления, экономики, культуры и социальных дел, еще сильнее ухудшили ситуацию создавая из государственных границ барьеры разделяющие народы.
Жители приграничных регионов, наиболее вовлекаемые в исторические конфликты, чувствовали к себе боязнь и непонимание. Эти условия не благоприятствовали образованию контактов и открытому сотрудничеству приграничных регионов различных европейских государств.
Трансграничное сотрудничество на приграничных территориях имеет давние традиции. Несмотря на это в некоторых государствах Европы, таких как в Испании, Португалии и Греции, трансграничное сотрудничество могло начать развиваться только в 80-х г., в результате глубоких политических перемен, возникновения демократических систем, а также вхождения в Европейский Союз (ЕС). В странах центральной и восточной Европы аналогичный процесс начался в 1989г.
После окончания Второй Мировой войны, в 50-е г., представители приграничных регионов встречались во многих частях Европы для того чтобы обсудить способы ликвидации пограничных преград. Было это обусловлено необходимостью увеличения жизненного уровня населения, а также для обеспечения стабильного мира.
Главной целью трансграничного сотрудничества стала ликвидация пограничных преград, ограничений и других составляющих влияющих на разделение общественности в приграничных регионах. Это относилось и к природным границам, которые преодолевались путем строительства мостов и туннелей. Негативные результаты существования государственных границ были и будут ликвидироваться благодаря ограничению их значения и минимизации роли административных границ.
После Второй Мировой войны жители некоторых приграничных территорий (Скандинавских стран) поняли, что нельзя достичь уровня жизни населения, живущего в глубине страны, они должны генерировать или полностью уничтожить негативное воздействие существующих границ. В конце концов они пришли к выводу, что в виду недостатка компетенции в области права и управления, эффективность их деятельности для регионов и общественности будет ограничена. Для этого началось создание совместных образований занимающихся проблемами, стоящими перед обоими сторонами с целью систематизации трансграничного сотрудничества. Эти образования часто объединялись, создавая более широкий инструмент трансграничного сотрудничества. Начиная с 60-х г. до 80-х г. они продвигались к улучшению социально-культурного и экономического положения жителей приграничных регионов. Очень скоро оказалось, что население приграничных регионов ожидало решения проблем, преодоление которых находится в компетенции правительства в таких областях как:
общественное планирование и управления, различных административных структур, организаций и методов планирования; налогообложения, социальной безопасности, обучения и образования, в особенности объектов, и изучения языка, а также взаимного овладевания впадеющими квалификациями ;
строительство дорог, коммунального оборудования, инфраструктуры и окружающей среды. Перейти на страницу: 1 2