Dejj.ru

Мировая экономика

Специфические черты присущие транснациональным корпорациям

ТНК являются активными участниками международного разделения труда и способствуют его развитию. Движение ка­питалов ТНК, как правило, независимо от процессов, происходя­щих в стране базирования корпорации. Транснациональные кор­порации устанавливают систему международного производства, основанную на размещении филиалов, дочерних компаний, отде­лений по многим странам мира. Они проникают в высокотехно­логичные, наукоемкие отрасли производства, которые требуют огромных инвестиций и высококвалифицированного персонала. При этом заметно проявляется тенденция к монополизации этих отраслей ТНК.

Существенной чертой деятельности международных компа­ний является диверсификация их производства и услуг. Так, шведский автомобильный концерн «Вольво» выпускает не толь­ко известные во всем мире автомобили. Эта ТНК, у которой имеется более 30 крупных дочерних компаний разного профи­ля в Швеции и несколько десятков за рубежом, производит мо­торы для катеров, авиационные двигатели, продукты и даже пиво («Приппс»). В свою очередь, каждая из 500 крупнейших ТНК США имеет в среднем предприятия одиннадцати отра­слей, а наиболее мощные охватывают по 30-50 отраслей. В груп­пе 100 ведущих промышленных фирм Англии многоотраслевы­ми являются 96, в Германии — 78, во Франции — 84, в Ита­лии — 90. Количество и характер входящих в ТНК предприя­тий определяются главным образом экономической целесообраз­ностью.

Располагая мощной производственной базой, ТНК проводят такую производственно-торговую политику, которая обеспечи­вает высокоэффективное планирование производства, товарного рынка. Планирование осуществляется в рамках материнской компании и распространяется на дочерние фирмы.

Транснациональными корпорациями осуществляется дина­мичная политика в области капиталовложений и научно-иссле­довательских работ в континентальном и международном мас­штабе.

В качестве конкретного примера возникновения и развития международной корпорации можно привести сосредоточившую в своих руках 25% мирового рынка бытовых электроприборов и промышленного оборудования ТНК «Электролюкс». Возникшая в 1912 г. в результате слияния двух шведских компаний, «Элек­тролюкс» уже в конце 20-х годов вышла на рынок Австралии и Новой Зеландии, организовав там свое производство. В послед­нее десятилетие «Электролюкс» приобрел компанию «Уайт Кон-солидейтед» — третьего в США производителя бытовой техники под маркой «Вестингауз», «Гибсон» и др., «Занусси» — круп­нейшего производителя электротоваров в Италии и всей Южной Европе, а также «АЭГ» — главного производителя электрото­варов в ФРГ.

После присоединения этих трех фирм «Электролюкс» пре­вратился в мирового лидера в своей отрасли, обладающего раз­витой системой производства, сбыта и обслуживания бытовой электроники в 75 странах мира. В середине 90-х годов на пред­приятиях этой ТНК трудится свыше 110 тыс. человек, годовой оборот в 1994 г. составил 16 млрд. долл.

Расширяя свою экспансию, ТНК используют разнообразные формы освоения мирового рынка. Эти формы в значительной степени основываются на контрактных отношениях и не связаны с участием в акционерном капитале других фирм.