Dejj.ru

Мировая экономика

Иностранный капитал и социально-экономическое развитие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Транснациональные корпорации стали важнейшими дей­ствующими лицами в современном мировом хозяйстве, играя роль, которую трудно переоценить в системе международных экономических отношений.

Для ведущих промышленно развитых стран именно зару­бежная деятельность их ТНК определяет характер внешнеэко­номических связей. Так, до 40% стоимости имущества 100 круп­нейших ТНК (включая финансовые) находится за пределами их страны базирования.

Если сопоставить объем зарубежного (международного) про­изводства ТНК с объемом их экспорта, очищенного от внутри­фирменной торговли, то в конце 80-х годов это соотношение для США, Японии и ФРГ составляло, соответственно: 4,1:1; 2,6:1; 1,5:3. Велика в экспорте этих стран роль поставок и услуг от отечественных компаний своим зарубежным филиалам. Во вто­рой половине 80-х годов на подобную внутрифирменную торго­влю приходилось от 14 до 20% экспорта США; 23-29% Японии и 24-28% экспорта ФРГ.

Основное место среди ТНК занимают крупнейшие компа­нии. Исходя из критерия абсолютного размера продаж в 2 млрд. долл., к ним относят около 400 компаний. Все они вхо­дят в число крупнейших компаний мира. По объему своего оборота они нередко превосходят ВВП целого ряда развиваю­щихся и некоторых малых промышленно развитых стран.

По организационной структуре ТНК, как правило, пред­ставляют собой многоотраслевые концерны. Головная компа­ния выступает оперативным штабом корпорации. На базе ши­рокомасштабной специализации и кооперирования она осуще­ствляет технико-экономическую политику и контроль за дея­тельностью заграничных компаний и филиалов. Они обычно располагают комбинатной структурой, собственными кредитно-финансовыми и исследовательскими учреждениями. Стратегия ТНК основана на глобальном подходе, предусматривающем оптимизацию результата не для каждого отдель­ного звена, а для объединения в целом. Принимая решение увеличить выпуск готовых товаров или полуфабрикатов на ка­ком-либо зарубежном рынке, корпорация учитывает такие фак­торы, как важность данного рынка в отношении перспектив его роста, способность заграничных предприятий конкуриро­вать с местными производителями аналогичной продукции, курс валюты, торговые ограничения, транспортные расходы. Глобальная стратегия также исходит из конфигурации отрасли и ее координации. При решении проблемы географии, территориального размещения предприятий возможен выбор от пре­дельной концентрации до дисперсного размещения по многим странам различных функциональных блоков: исследования и разработки, материальное снабжение, производственный про­цесс, маркетинг, послепродажное обслуживание.

В условиях обострения международной конкуренции важ­ным направлением развития ТНК стало формирование смешан­ных компаний с участием местного капитала, что ускоряет кон­центрацию капитала. Привлечение местных акционеров к уча­стию в капитале дочерних фирм рассматривается также как способ приглушить «эмоциональные и политические осложне­ния» в стране действия дочерней компании. Участие местных акционеров создает возможность учета их интересов, хотя важ­нейшие решения принимаются штаб-квартирой. Перейти на страницу: 1 2 3 4