Наиболее масштабной позицией российского импорта является «Машины, оборудование и транспортные средства». Доля этой группы в импорте России составила в 1999г. более 32%. Вместе с тем стоимостные объемы российского импорта этой группы товаров значительно сократились – к 1999г. почти в 5 раз, что обусловлено резким сокращением объемов капиталовложений в стране.
В структуре импорта существенна доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья для их производства, что вызвано, кроме других причин, резким сокращением национального производства сельскохозяйственной продукции. Россия в настоящее время импортирует более 40% от общего объема внутреннего потребления продовольствия, а в продовольственном балансе Москвы и Санкт-Петербурга доля импорта составляет более 70%. Насколько это явление негативно, можно видеть из следующего.
В международной практике существует четкое понимание того, что государство, у которого в общем балансе внутреннего потребления продовольствия доля импортных поставок приближается к 30%, находится на грани потери своей экономической безопасности и независимости. Из этого следует, что Россия уже далеко перешла эту грань. Отказавшись от импорта фуражного зерна для откорма скота и последующего производства мясомолочной продукции, Россия ввозит в больших количествах эти товары, финансируя тем самым сельскохозяйственное производство промышленно развитых стран и содействуя дальнейшему развалу российского национального сельского хозяйства. Очевидно, что импорт этой продукции, равно как и ввоз растительного масла, сахара, овощей и прочих товаров, производство которых вполне возможно в России, не оправдан ни с экономической, ни с политической точек зрения.
В российском импорте заметное место занимают товары народного потребления, долю которых можно оценить в 20-25%, однако большая часть этого ввоза не находит отражения во внешнеторговой статистике, так как осуществляется физическими лицами (так называемая неорганизованная торговля). В целом более половины внутреннего товарооборота этой продукции приходится на импортные товары, что также неоправданно и существенно ослабляет экономическую безопасность России. Ее полупрозрачные границы со странами - членами СНГ создают широкие возможности для контрабанды, которая наносит значительный экономический ущерб, поскольку заметно сокращаются поступления от таможенного обложения, являющегося одной из крупнейших статей доходной части бюджета РФ, не говоря уже об экологической и медицинской небезупречности контрабандно поступающих товаров. Перейти на страницу: 1 2