Во всех странах регулирование внешней торговли - основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических, социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля 1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.
С 1992г. стал функционировать экспортный таможенный тариф. В первые два года его действия вывозные пошлины охватывали около ¾ российского экспорта: экспорт топливно-сырьевых товаров, продовольствия, промышленных полуфабрикатов, а также некоторых видов готовой промышленной продукции. Ввоз товаров в Россию был свободен от квотирования, лицензированию подлежал ввоз ограниченного круга изделий, к которым относились химические средства защиты растений, лекарства, промышленные отходы, а также товары, включенные в перечень, определяемый Правительством и Президентом (вооружение, боеприпасы, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни, наркотические, психотропные вещества и яды, продукция, имеющая двойное назначение). Импортные поставки регулировались преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
Важнейшие сдвиги в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности произошли в 1995г.: либерализация нефтяного экспорта, отмена института спецэкспортеров СВСТ, ограничение области применения мер нетарифного регулирования, отмена льгот с некоторыми исключениями к таможенным пошлинам, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин, снижение или отмена вывозных таможенных пошлин по основным товарным группам. Вывозные таможенные пошлины были отменены 1 апреля 1996г. практически по всем товарам, а по нефти и газовому конденсату с 1 июля 1996г.
Августовский кризис 1998г. внес некоторые коррективы в систему внешнеторгового регулирования. С 15 августа 1998г. по 30 апреля 1999г. взималась дополнительная импортная пошлина в размере 3% на все ввозимые товары, кроме товаров из стран Таможенного союза. В 1999г. увеличена с 50 до 75% доля валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, в начале 1999г. установлены вывозные пошлины на некоторые нефтепродукты, цветные металлы и их отходы, лесоматериалы из ценных пород дерева, необработанные шкуры и кожи, масличные семена и соевые бобы, этиловый спирт и крепкие спиртные напитки, рыбу и морепродукты. Вывозные таможенные пошлины применяются только к товарам, вывозимым за пределы стран СНГ, а также используется механизм корректировки вывозной пошлины в зависимости от изменения мировой конъюнктуры. Кроме того, вывозные пошлины устанавливаются только на срок 6 месяцев, после окончания которого либо утверждается новый экспортный тариф, либо продлевается действие существующих ставок, либо пошлины отменяются. Последствия августовского кризиса несколько замедлили процесс либерализации внешнеторгового регулирования, например, до конца 1999г. (вместо конца 1998г.) был продлен график снижения таможенных пошлин на ряд товаров. Перейти на страницу: 1 2