Как было показано выше, все требования о получении разрешений у российских контролирующих органов относятся не к факту контроля над оффшорным предприятием, а только к инвестированию средств в его капитал или приобретению его ценных бумаг. Несмотря на то, что большинство российских предпринимателей, контролирующих иностранные компании, либо просто игнорируют требование о получении лицензии, логично полагаясь на конфиденциальность информации о владельцах в стране регистрации компании, либо законно это требование обходят, создавая схемы контроля без нарушения правил инвестирования за рубеж, есть ситуации, когда для реализации проекта желательно именно получение всех возможных разрешений. Если вы получаете кредит на российское предприятие и иностранный банк требует создания оффшорной компании для обслуживания этой операции, то он скорее всего захочет, чтобы предприятие-получатель кредита владело 100% акций такой оффшорной компании (т.е. осуществляло прямой контроль над этим предприятием и могло все эти 100% акций заложить банку-кредитору). Хотите или нет, лицензию у Центробанка получать придется.
Один из юристов, помогавших подбирать материал для этой книги, имеет существенный опыт общения с Центральным банком по поводу лицензий на перевод средств в капитал оффшорных компаний и берется утверждать, что обычному бизнесмену с ЦБ по этому вопросу лучше не связываться. Чтобы вам дали лицензию, нужно доказать, что создание оффшорной компании необходимо для привлечения в Россию или крупного кредита, или чего-либо в этом роде, а также пообещать полностью отчитываться перед Центробанком о деятельности такой компании — вплоть до ежегодных выписок по ее счетам в банке. Во всех остальных случаях сотрудники ЦБ будут благоразумно исходить из интересов Российского государства и, скорее всего, вам откажут. (Привыкайте, господа, к тому, что ваши интересы очень часто будут прямо противоположны интересам государства.)
Список документов, которые требует Центробанк для выдачи лицензий, раньше устанавливался для каждого конкретного случая (единой инструкции не было). Теперь Инструкция появилась, и я привожу полный список документов в этой главе. Обычно требуется пространная заявка с изложением сути проекта и с обоснованием, почему создание оффшорной компании выгодно для Российской Федерации (я уже говорил, что одним из таких обоснований может быть получение иностранного кредита). В дополнение к этому потребуются учредительные документы иностранной компании и российского предприятия, а также справки из налоговой инспекции о том, что российское предприятие не имеет задолженности по налогам. Если речь идет о создании оффшорной компании для обеспечения кредита, то дополнительно потребуется изложение операции, ради которой получается кредит, а также документы от иностранного кредитора о его готовности предоставить средства. Обычно парафированного кредитного соглашения или подписанного кредитором письма с изложением основных условий кредита бывает достаточно для того, чтобы начать лицензирование проекта.
Помимо получения лицензии в Центральном банке любые инвестиции российских резидентов за рубеж должны быть одобрены Министерством внешнеэкономических связей и зарегистрированы в Государственном реестре.
Любопытна правовая природа этого требования. В Указе Президента № 213 от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэко
номической деятельности на территории РСФСР» (пункт 9) было установлено: «Осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, и советскими гражданами производится по лицензии и в порядке, определяемом правительством РСФСР». Никакого постановления Правительства РСФСР, а затем и Российской Федерации по этому поводу издано не было. Норма на какое-то время повисла в воздухе. Затем в 1992 г. был принят Закон о валютном регулировании и валютном контроле, после которого все было поставлено на свои места; для любых инвестиций за рубеж устанавливалось требование получить лицензию Центробанка.
Однако не все так просто. Монопольное положение решать вопрос о лицензиях на зарубежные инвестиции, которое занял в силу закона Центробанк, не давало покоя другим ведомствам. И вот в лучших традициях российского чиновничьего нормотворче-ства в феврале 1994 г. Министерство внешнеэкономических связей издало «Временный порядок выдачи заключения МВЭС России о целесообразности осуществления инвестиций, включая покупку ценных бумаг и создание предприятий с участием российского капитала, за рубежом.» Как вы успели догадаться из названия, МВЭС тем самым «обрел» полномочия, по сути полностью параллельные центробанковским — разрешать или нет инвестировать капитал за границу. В качестве обоснования «Временного положения» было названо Постановление Совета Министров СССР № 412 от 18 мая 1989 г. «О развитии хозяйственной деятельности советских организаций за рубежом», в котором было установлено, что «зарубежные предприятия создаются советскими государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящих министерств .,» а всеми прочими юридическими лицами — «с согласия Министерства внешних экономических связей СССР и с учетом рекомендаций Министерства иностранных дел СССР», а также что «созданные зарубежные предприятия регистрируются советскими партнерами в специальном реестре.» Можно спорить, насколько правомерен этот пируэт ведомственного нормотворчества, но в настоящее время факт остается фактом: для (открытого) инвестирования средств за рубеж вам придется сходить за разрешением и в Центробанк, и в Министерство внешнеэкономических связей. Перейти на страницу: 1 2