Понятие постоянного представительства — не собственное изобретение российских законодателей. Оно было разработано очень давно, и не будет преувеличением сказать, что на этом понятии зиждется практически вся система норм по налогообложению иностранных компаний в большинстве стран. Принцип прост: если деятельность компании в какой-либо стране попадает под понятие постоянного представительства, то такая компания будет платить все местные налоги наравне с резидентами той страны. Если же деятельность компании признается не образующей постоянного представительства, то к ней будет применен особый режим регулирования и, что самое главное, особые налоговые ставки.
Принята такая система норм и в России. Если деятельность иностранной компании в России образует, по российским законам, постоянное представительство, то такая компания платит все российские налоги наравне с местными предприятиями: налог на прибыль по общей ставке (на момент выхода книги в свет — в среднем 35%) и другие налоги. Если же иностранной компании удается так построить свою деятельность, что российский закон не будет рассматривать ее какдеятельность через постоянное
представительство, то правила налогообложения будут совсем иными. Вместо налога на прибыль будет взиматься (вернее, удерживаться у источника выплаты) налог на доход, причем по пониженной ставке (сейчас — 20%; в некоторых регионах, вроде Калмыкии или Алтая, — 13% за счет отсутствия Федеральной ставки), и для некоторых видов дохода будут применяться специальные ставки (доходы от фрахта — 6%, проценты и дивиденды — 15%).
Что же рассматривается в российском законодательстве как постоянное представительство иностранного юридического лица? Процитирую вышеупомянутую Инструкцию 34 (в редакции, действующей на день издания книги):
«1.4. Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации для целей налогообложения понимается филиал, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, связанное с разработкой природных ресурсов, проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию оборудования, эксплуатацией игровых автоматов, продажей продукции с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов, оказанием услуг и осуществлением иных видов деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей, а также организации и физические лица, уполномоченные иностранными юридическими лицами осуществлять представительские функции в Российской Федерации» (курсив мой. — Автор)
Достоин удивления размах российской налоговой службы, признающей постоянным представительством даже человека, гуляющего по улице с доверенностью от иностранного лица в кармане (если по этой доверенности человек уполномочен представлять указанное лицо). Этакое гуляющее «постоянное представительство» .
Помимо процитированных выше критериев постоянного представительства Инструкция содержит еще несколько:
«1.5. Иностранное юридическое лицо, в частности, рассматривается как имеющее постоянное представительство в случае, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через российскую организацию или физическое лицо, которые на основании договорных отношений с иностранным юридическим лицом представляют его интересы в Российской Федерации, действуют от его имени и имеют полномочия на заключение контрактов от имени данного иностранного юридического лица или имеющие полномочия обговаривать существенные условия контрактов.» Перейти на страницу: 1 2 3