Dejj.ru

Мировая экономика

Льготы, используемые в СЭЗ

Общей характерной чертой различных видов свободных экономических зон является наличие благоприятного инвестиционного климата, включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества по сравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим в той или иной стране. Конкретные льготы и стимулы имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран; по существу они, как правило, сходны. (№1, стр.90).

Имеющийся опыт создания специальных экономических зон показывает, что каждому их типу соответствует свой специфический набор льгот и стимулов. В экономической литературе обычно выделяют 4 основные группы льгот:

Внешнеторговые льготы, которые предусматривают введение упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций и снижение или отмену экспортно-импортных пошлин;

Финансовые льготы в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, а также предоставления различных форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов;

Фискальные льготы, которые связаны с налоговым стимулированием определенных видов предпринимательской деятельности; эти льготы могут затрагивать налоги на прибыль, доход, имущество, уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

Административные льготы, которые предоставляются администрацией данной СЭЗ для упрощения режима въезда и выезда иностранных граждан, процедур регистрации предприятий, а также оказания различных услуг.

Специфический набор льгот и стимулов, применяемый в отдельных зонах, дополняется специальными формами поощрений, направленных или на ускорение развития транспортной инфраструктуры, или на стимулирование переработки местного сырья на экспорт, или на привлечение в зону определенного типа инвесторов (мелких или, напротив, крупных), или на решение других конкретных задач.

Все упомянутые льготы могут применяться в самых различных комбинациях. Однако весь их набор должен служить инструментом реализации сравнительных преимуществ данной территории, а не средством возмещения отсутствующих здесь факторов развития. Важно также иметь в виду, что налоговые льготы не являются решающим стимулом привлечения иностранного капитала. При современных масштабах распространения свободных экономических зон более важными факторами в этом отношении могут оказаться инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры и квалификация рабочей силы, возможность получения на внутреннем рынке дешевых кредитов и простота административных процедур. Главным же фактором для привлечения иностранных капиталов, как показывает мировая практика, остается политическая стабильность в стране размещения СЭЗ.

Организация специальных экономических зон – дело хлопотное с административной точки зрения и требует значительных финансовых средств. Так, по данным Института востоковедения Российской Академии Наук, проведшего обследование 26 стран, их соответственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 доллара на 1 доллар зарубежных инвестиций. А в Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд. долл., а иностранные инвестиции составили только 4 млрд. долларов. В связи с этим эксплуатацией свободных экономических зон занимаются либо специально создаваемые правительствами административные структуры, либо государственные компании. Только таким путем обеспечиваются необходимые для обустройства инвестиции.

Специальные экономические зоны доказали свою эффективность во многих странах мира. Однако в ряде мест они не состоялись или долгое время оставались убыточными. Подобные явления происходили по политическим, экономическим и организационным причинам. Обострение политической ситуации, переход политического кризиса в военную стадию дестабилизирует обстановку в стране и не способствуют притоку и нормальному функционированию иностранного капитала. Наоборот, он уходит их этих стран. Так было в Либерии, Гватемале и некоторых других странах. К экономическим обстоятельствам можно отнести отсутствие достаточных материальных условий, необходимых для функционирования свободной зоны. Так случилось на Филиппинах, где зону создали в регионе, в котором не было необходимого числа рабочих, и который не располагал развитой инфраструктурой. Не меньшим тормозом в развитии экономических зон является и всякого рода организационные неурядицы: сложные процедуры регистрации иностранного капитала, отсутствие квалифицированной рекламы и некоторые другие деструктивные факторы. (№1, стр. 95, №7 стр.184).