Прямой инвестор – государственные или частные организации, физические и юридические лица, а также их объединения, владеющие предприятием с иностранными инвестициями за рубежом.
В числе прямых инвесторов выделяются группа финансовых предприятий (банков, инвестиционных, страховых и иных компаний), которые служат посредниками на финансовом рынке и через которые осуществляется прямые инвестиции, которыми считаются только сделки банков, связанные с возникновением долгосрочных долговых обязательств и приобретением акций и доли в основном капитале зарубежных компаний. Депозиты и другие активные и пассивные операции считаются портфельными или прочими инвестициями. Если в течении определенного периода инвестор увеличил свою долю в капитале, например с 5%, которые считались портфельными инвестициями, до более чем 10%, то только новый приток капитала из-за рубежа считается прямой инвестицией.
Причины прямых иностранных инвестиций весьма разнообразны. Главные – стремление разместить капитал в той стране и в той отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень налогообложения и дифференцировать риск. Многомерные экономические исследования проводившиеся под эгидой экономических служб ООН, показали, что специфические причины экспорта и импорта прямых инвестиций в значительной степени пересекаются, правда их относительная роль различна.
Причины экспорта капитала:
Технологическое лидерство. Чем выше доля расходов на НИОКР в объеме продаж корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций за рубеж. Предпринимая прямые инвестиции за рубеж, корпорации стремятся удержать тем самым контроль над ключевой технологией, дающей ей конкурентные преимущества. Прямая взаимосвязь между развитием НИОКР и объемом экспорта капитала подтверждается практически для всей развитых стран.
Преимущества в квалификации рабочей силы, которые обычно измеряются средним уровнем оплаты труда работников. Чем выше уровень оплаты труда в корпорации, тем выше объем экспорта прямых инвестиций.
Преимущества в рекламе, которые отражают накопленный опыт международного маркетинга. Чем выше удельный вес затрат на рекламу в продажах корпорации, тем больше объем экспорта прямых инвестиций.
Экономика масштаба. Чем больше размер производства корпорации на внутренний рынок, тем больше объем экспорта прямых инвестиций. Большинство корпораций перед тем, как инвестировать за рубеж, полностью используют возможности экономики масштаба в рамках внутреннего рынка.
Размер корпорации. Чем больше размер корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
Степень концентрации производства. Чем выше уровень концентрации производства определенного товара в рамках корпорации, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций.
Обеспечение доступа к природным ресурсам. Чем выше потребность корпорации в определенном природном ресурсе, тем больше объем ее экспорта прямых инвестиций в ту сторону, где этот ресурс имеется.
Прочие причины экспорта капитала: сокращение транспортных издержек на доставку товара к потребителю за счет создания предприятия в непосредственной близости от него; преодоление импортных барьеров зарубежной страны за счет создания подконтрольного производства на ее территории. Перейти на страницу: 1 2 3 4