Другая проблема - нежелание крупнейших промышленно развитых стран предоставлять КНР современную технику и технологию, зачастую использование ими в отношении Китая тактики "выпавшего технологического звена", когда роль китайской стороны ограничивается простой сборкой, подключением к производственному процессу на его последних стадиях. В этом, очевидно, проявляется стремление иностранных компаний соблюдать свои стратегические выгоды, нежелание создавать сильного конкурента на мировом рынке. В связи с этим, наиболее перспективной формой представляются именно совместные предприятия, предполагающие заинтересованность обеих сторон в привлечении современной технологии для модернизации производства.
Проблемой остается и невысокое качество многих китайских товаров, несоответствие их международным стандартам, недостаточная квалификация рабочего и инженерно-технического персонала. Их работа в трудоемких отраслях на конвейере и сборке имеет узкую специализацию, не дает широких технологических навыков. Важным резервом увеличения притока капиталовложений является расширение круга инвесторов. Пока же большинство их приходится на долю Гонконга и Макао. Не сбалансирована и территориальная структура размещения иностранного капитала, где заметно преобладают приморские районы страны. Иностранных инвесторов также очень беспокоит неполное законодательство, наличие многих "закрытых" инструкций, затрудняющих свободное предпринимательство, сложный порядок взимания налогов и недостаточная правовая защита интересов инвесторов, отсутствие арбитражной системы разрешения споров (китайцы предпочитают ей неформальные консультации сторон), неполная конвертируемость юаня, обязательность экспорта и затруднения с реализацией товаров на внутреннем рынке, бюрократизм и коррупция в рассмотрении вопросов, вмешательство чиновников. Слишком велика зависимость СП от китайских ведомств по найму рабочей силы, снабжению сырьем, водой, электроэнергией, аренде помещений и т.п., что отражается в монопольных ценах и увеличивает затраты.
Наконец, мешает совместному предпринимательству распространенная среди китайцев неверность контрактным обязательствам, убеждение, что в силу обстоятельств можно и нужно изменять условия соглашений.
Таб.8.
Страны — главные источники прямого инвестирования экономики КНР в 2000г.
Регионы | Количество проектов | Доля в % | Инвестиций заключенных. млрд.долл. | Доля в % | Реал.испол. инвестиции млрд.долл. | Доля в % |
Всего | 22347 | 100 | 62,380 | 100 | 40,715 | 100 |
Гонконг | 7199 | 32,21 | 16,961 | 27,19 | 15,500 | 38,07 |
США | 2609 | 11,67 | 8,001 | 12,83 | 4,384 | 10,77 |
Виргин.о-ва | 115 | 75,18 | 7,552 | 12,06 | 3,833 | 9,41 |
Япония | 1614 | 7,22 | 3,681 | 5,90 | 2,916 | 7,16 |
Тайвань | 3108 | 13,91 | 4,042 | 6,48 | 2,296 | 5,64 |
Сингапур | 622 | 2,78 | 2,031 | 3,26 | 2,172 | 5,34 |
Юж. Корея | 2665 | 11,48 | 2,386 | 3,82 | 1,490 | 3,66 |
Великобритания | 261 | 1,17 | 0,834 | 1,34 | 1,164 | 2,86 |
Германия | 293 | 1,13 | 2,900 | 4,65 | 1,041 | 2,56 |
Франция | 137 | 0,61 | 0,634 | 1,02 | 0,853 | 2,10 |
Голландия | 102 | 0,46 | 3,414 | 5,47 | 0,789 | 1,94 |
Гейман.о-ва | 163 | 0,73 | 3,139 | 5,03 | 0,624 | 1,53 |
Макао | 433 | 1,94 | 0,348 | 0,56 | 0,347 | 0,85 |
Австралия | 393 | 1,76 | 0,697 | 1,12 | 0,309 | 0,76 |
Канада | 438 | 1,96 | 0,868 | 1,39 | 0,280 | 0,69 |
Другие | 1253 | 5,61 | 4,922 | 7,89 | 2,716 | 6,67 |