Во второй половине 1980-х гг. были созданы открытые приморские экономические районы в дельтах рек Янцзы, Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, а также на полуостровах Шаньдун и Ляодун, сформировав тем самым приморскую полосу открытости Намечалось в максимальной степени использовать потенциал СЭЗ, которые должны были стать одной из главных движущих сил в претворении в жизнь данной
стратегии. Однако "перегрев" экономики в 1988-1989 гг., усиление инфляции, обострение структурных диспропорций, дефицит госбюджета значительно осложнили реализацию стратегии развития приморских районов. Ситуация к тому же усугублялась сложностями сбыта за рубежом трудоемкой продукции невысокого качества, слабой связью приморских районов, ориентированных на внешний рынок, с внутренними провинциями и углублением разрыва между ними в экономическом развитии, отсутствием единого отношения в руководстве к данной стратегии. В результате ее реализация была оттеснена на второй план макроэкономическими мероприятиями по стабилизации народнохозяйственного комплекса. При этом какого-либо отступления в политике в отношении открытых экономических районов не произошло, приостановилось лишь их ускоренное развитие вширь. Требование об относительном замедлении темпов экономического роста в масштабах страны, как подчеркивалось на рабочем совещании по вопросам СЭЗ в феврале 1990 г., не касается зон: темпы их экономического роста могут и должны быть выше средних показателей по стране. Отмечалась необходимость перехода от экстенсивного роста трудоемкой производственной сферы к интенсивному техноемкому развитию. Новый подход китайского руководства к дальнейшему развитию открытых экономических районов заключался в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свою лепту в доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры, как подчеркивалось, должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты, зарубежные инвестиции. Более разборчивой должна стать инвестиционная политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности и др.). В отношении СЭЗ объявлено о том, что их число впредь увеличиваться не будет и они не получат каких-либо новых льгот, однако сохранят свой привилегированный статус по сравнению с другими регионами страны, роль "локомотива" экономического развития и реформ
На современном этапе привлечение иностранных инвесторов планируется осуществлять за счет преимуществ хозяйственного механизма, высокоразвитой инфраструктуры, совершенствования структуры производства путем повышения его технологического уровня, снижения доли импортных комплектующих и повышения доли продукции с высокой добавочной стоимостью, расширения сферы услуг. Традиционные же ресурсоемкие производства решено перебазировать во внутренние районы для стимулирования их развития. Все это объективно свидетельствует о переходе от территориального к отраслевому принципу стимулирования иностранных инвестиций. Важной представляется отмена с апреля 1996 г. таможенных льгот в отношении предприятий, находящихся в СЭЗ, что отвечает и требованиям ВТО. При этом будут по-прежнему действовать льготная 15-процентная ставка подоходного налога для СП, беспошлинный (до 2000 г.) ввоз оборудования и материалов для строительства инфраструктуры, особые права в утверждении инвестиционных проектов, определенная юридическая автономия властей зон и ряд других льгот. Не исключено, однако, что в связи со вступлением в ВТО потребуется определенная юридическая корректировка статуса зон для обеспечения равенства условий торговли в стране. Значительные затраты на освоение СЭЗ не замедлили сказаться на их макроэкономических показателях. К концу 1980-х годов зоны, по расчетам китайских экономистов, достигли валютной самоокупаемости. Их валовой внутренний продукт достиг в 1996 г. 218,5 млрд.ю. (около 3% ВВП КНР), а экспорт - 30,9 млрд.долл. (20,5% общекитайского показателя) Однако в последние годы темпы роста экспорта и импорта спецэкономзон отстают от общегосударственных, и их доля во внешней торговле страны несколько снижается на фоне аналогичного роста других видов открытых экономических районов.
Общее число подписанных соглашений о привлечении иностранного капитала к началу 1995 г. превысило 30 тысяч. Стоимость фактически освоенных иностранных капиталовложений составила 16,4 млрд.долл., или около 16% всех освоенных инвестиций в КНР Лидирующие позиции среди зон занял Шэньчжэнь. На него приходится около половины объемов промышленного производства и экспорта СЭЗ. Уже к началу 1990-х гг. Шэньчжэнь экспортировал 60% производимой промышленной продукции, а его совместные предприятия обеспечивали 80% экспорта зоны. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5