Всеобщая тенденция интернационализации хозяйственной жизни и международной торговли диктует Китаю необходимость активно интегрироваться в мировое хозяйство и систему международных экономических отношений. В рамках данной внешнеэкономической стратегии в середине 80-х гг. начались переговоры по присоединению КНР к ГАТТ, своеобразной конституции мировой торговли, на страны-участницы которой приходится более 85% китайской внешней торговли.
С 1982 г. КНР принимала участие в работе органов ГАТТ в качестве наблюдателя с правом совещательного голоса. В 1984 г. Китай стал участником действующего в рамках ГАТТ Международного соглашения по торговле текстилем на правах развивающейся страны. В июле 1986 г. КНР подала заявку на восстановление своего статуса
договаривающейся стороны в ГАТТ. В мае 1987 г. была, образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской заявки. Начались сложные длительные переговоры по этому вопросу.
За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО а987-1994) состоялось 19 заседаний рабочей группы ГАТТ по Китаю. К маю 1993 г. Китай подготовил усовершенствованный вариант меморандума по внешнеторговой системе и ответы на более чем 4,5 тыс. вопросов о функционировании национального внешнеэкономического комплекса. В рамках заседаний рабочей группы началось обсуждение экономической политики КНР, а в ходе двусторонних переговоров с делегациями стран - проблем доступа на рынок.
Длительный затяжной характер переговоров по вступлению КНР
в ГАТТ/ВТО был предопределен, с одной стороны, сложностью и уникальностью экономических преобразований в Китае, заключающихся в постепенном переходе от административно-централизованной экономики к рыночному хозяйству, отвечающем требованиям ВТО. Активизация переговоров КНР с ВТО шла параллельно с углублением экономических реформ в Китае, реализацией конкретных мероприятий в этой области, укреплением его экономики и внешнеэкономического сектора. Поэтому неслучайно, что всплески переговорной активности пришлись на 1993-1994 гг. и на конец 90-х годов.
Участие Китая в ВТО, несомненно, послужит улучшению условий его торговли, увеличит и дифференцирует экспорт, стабилизирует рынки сбыта и расширит их географию, потребует повышения качества продукции до общемирового уровня. Более открытый доступ на рынок получат основные, наиболее конкурентоспособные, товары китайского экспорта - текстиль, одежда, игрушки, электроника, керамические и пластмассовые изделия, продукция химической и фармацевтической промышленности. При этом, что существенно, статус развивающейся страны в ВТО, за который ратует Китай, дает свободное право стране-участнице сохранять в силе в течение трех лет после присоединения к организации, с возможным продлением срока переговоров, импортные таможенные тарифы, лицензирование импорта и другие ограничения в целях защиты молодых отраслей промышленности, обеспечения равновесия платежного баланса и т.д.
В целом, по оценкам Всемирного Банка и ОЭСР, присоединение Китая к ВТО даст ему возможность увеличить свой экспорт в течение десяти лет на 38%, а валовой внутренний продукт - на 1,8-2,5 Полноправное членство Китая в ВТО также расширит его торговлю услугами, активизирует привлечение иностранных инвестиций на китайский рынок, улучшит доступ к передовым технологиям. Это благотворно отразится на общей структуре промышленности, повысит ее технический уровень, будет стимулировать реформы обновление законодательной базы, расширение открытости национальной экономики.
Членство в ВТО предоставит КНР в более отдаленной перспективе возможность оказывать реальное влияние на ход мировых экономических процессов и достичь более высокого уровня национальной экономической безопасности. Впечатляющие инициативы были выдвинуты Китаем по существенному расширению доступа иностранного капитала на свой рынок услуг. В частности, в финансовой сфере отделения иностранных банков смогут открывать счета в местной валюте для китайских юридических и физических лиц соответственно через 2 и 5 лет после вступления КНР в ВТО. Через пять лет после вступления Китая будут сняты географические ограничения в отношении доступа иностранных банковских и страховых организаций на китайский рынок (на данный момент иностранцы могут открывать банковские и другие финансовые учреждения только в 24 городах и районах Китая, а операции с юанем осуществляются лишь в шанхайском районе Пудун и Шэньчжэне в отношении иностранных контрагентов) и сразу после вступления – количественны лимиты по предельной численности учреждений, работающих на китайском рынке. Это позволит иностранным банкам и их отделениям через определенный переходный период осуществлять сделки с китайскими компаниями и частными лицами в юанях практически по всей стране. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6