Этот тип зон возник сравнительно недавно. Ему предшествовало региональное экономическое сотрудничество сопредельных стран. Нельзя не заметить, что параллельно с процессом глобализации в мировой экономике идет процесс его регионализации. Тенденция к созданию региональных экономических структур является доминирующей характеристикой нынешней мировой системы хозяйства. Европейский союз как интернациональная экономическая зона начинает процесс своего расширения и ожидается, что в перспективе в него вольются переходные экономики стран Центральной и Восточной Европы.
Новым важным элементом мировой экономики стало Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли между США, Канадой и Мексикой. Страны Азиатско-тихоокеанского региона к началу XXI века намерены в рамках единого Таможенного союза снять пошлинные барьеры и стать единой торговой зоной, в которую войдет более полутора десятков стран Восточной и Юго-Восточной Азии.
Ныне, в преддверии XXI века, в мире действует 85 региональных торговых и экономических соглашений. Однако реальные интеграционные процессы имеют место лишь в Западной Европе (Европейский союз) и Северной Америке (Нафта). Они являются интернациональными зонами. В большинстве регионов Африки региональное сотрудничество не может пока дать существенного эффекта. пока страны-участницы не достигнут определенной технико-экономической и правовой зрелости.
Таким образом, региональная интеграция, идущая рядом с процессом глобализации, вносит новое содержание в механизм образования свободных экономических зон: СЭЗ выходит за рамки экономики национального государства и становится интернациональной. Такие международные зоны формируются и развиваются медленно. Они проходят длительный и поэтапный путь своего становления и развития. Это особенно наглядно на примере Андской группы государств, в которую входят Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор. Со времени основания в 1969 г. Андская группа прошла сложный и тернистый путь своего развития.
На первом существовании группировки Андские страны добились определенного прогресса в области координации экономической политики, совместного планирования промышленного развития, либерализации таможенного режима для расширения взаимной торговли. С 1978 г. успешно работает финансовый орган -«Андский резервный фонд», использующий новую расчетную, единицу - андское песо, прежде всего во взаимной торговле и туризме. Фонд оказывает помощь странам-членам в решении проблем платежного баланса. Другая финансовая организация этой группы стран — «Андская корпорация развития» действует не только как инвестиционное учреждение, но и как коммерческий банк. Корпорация разработала и реализовала более 300 проектов в области производства и инфраструктуры.
С 1983 г. функционирует Андский парламент. Важным инструментом унификации законодательных систем стран региона служит Андский суд.
В сентябре 1995 г. главы государств данного объединения собрались на совещание в Кито, где было принято решение о преобразовании группы в Андскую систему интеграции и перестройке всей структуры органов управления. Предполагается, что Андская система интеграции включит в себя - Андский президентский Совет - главный политический орган, Андский парламент. Совет министров иностранных дел. Андский суд Корпорацию развития и Резервный фонд.
Таков результат тридцатилетнего срока деятельности Андской региональной группы государств, которые, однако, еще не стали интернациональной свободной зоной в Латинской Америке.