Исполнительный совет (директорат, проводится не менее 3 заседаний в неделю) состоит из директора-распорядителя, являющегося председателем, и 24 директоров-исполнителей. Он отвечает за осуществление текущих операций Фонда, контролирует процесс реализации политики, выработанной правительствами государств-членов совместно с Советом управляющих. Семь членов Исполнительного совета представляют отдельные страны (Китай, Франция, Япония, Саудовская Аравия, Великобритания, США и Германия). Также они назначаются государствами-членами, имеющими в Фонде наибольшие квоты (Франция, Япония, Великобритания, США и Германия), а 19 избираются каждые 2 года остальными государствами-членами. Обычно между членами Совета достигается консенсус, что позволяет не проводить голосования, как это предусмотрено уставом. Директор-распорядитель не имеет права голоса, за исключением случаев, когда голоса других членов разделяются поровну и необходим решающий голос. Директора-исполнители могут создавать путем назначения такие комитеты, учреждение которых они считают целесообразным.
Комитет МВФ по статистике платежных балансов, в состав которого входят представители промышленно развитых и развивающихся стран, разрабатывают рекомендации о более широком применении статистических данных при составлении платежных балансов, координирует проведение базовых статистических обследований портфельных инвестиций и осуществляет исследования по регистрации потоков, связанных с финансовыми средствами деривационного характера.
Директор-распорядитель, по традиции, это представитель Европы, назначается Исполнительным советом. Под руководством директоров-исполнителей он управляет ежедневной деятельностью Фонда и отвечает за организацию работы, назначения и увольнения персонала (экономисты, статисты, сотрудники, занимающиеся научно-исследовательской работой, эксперты по вопросам государственных финансов и налогообложения, вспомогательный персонал).
Правительство России приняло решение увеличить число своих голосов до 3 %, что потребовало внесения в бюджет МВФ дополнительно валютных средств, зато и сумма, на которую может претендовать наша страна, увеличивается до 8 млрд. долл. Общий бюджет Фонда в 1998 г. составлял 210 млрд. долл. Кроме 13,8 для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1), Аргентине (4,1) и Индонезии (2,2).
Источники финансирования.
Квоты по подписке (членские взносы) составляют основной источник финансирования Фонда. В дополнение к этому МВФ получает займы у правительств государств-членов для осуществления конкретных программ, направленных на удовлетворение их потребностей. Согласно решению этих стран Фонд может получать займы, в целом не превышающие 60% от общей суммы квот. Для оказания им помощи в периоды серьезных экономических трудностей МВФ с 1962 г. использует кредитную линию, так называемые Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), возобновляемые каждые 5 лет для заимствования средств у правительств и банков «группы 10». «Группа 10» образована десятью промышленно развитыми странами, с самого начала ставшими членами ГСЗ (Бельгия, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Франция, Швеция, США и Япония). В 1984 к ним присоединилась Швейцария.
Деятельность.
Глобализация и ускоренный рост рынков капитала вызвали дискуссии относительно необходимости адаптации международного кодекса поведения и осуществления Международным валютным фондом контроля за его соблюдением.
Механизмы и стратегии, посредством которых МВФ обеспечивает финансовую поддержку своим членам, варьируется в зависимости от характера макроэкономических и структурных проблем, которые они стремятся решить, и от того, какие условия необходимы для этого.
Общие механизмы.
В 1995 г. была достигнута договоренность о создании механизма срочной финансовой помощи государствам-членам на случай финансовых кризисов, включая образование валютных стабилизационных фондов.
Политика траншей. Кредиты Фонда предоставляются по обычным каналам странам-членам в виде траншей или долей, составляющих 25 % квоты соответствующего государства. Для приобретения первого кредитного транша государства-члены должны продемонстрировать серьезные усилия по преодолению испытываемых ими трудностей с платежным балансом. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5