Противоречивые процессы экономической интеграции стран центрально-азиатского содружества
Политику определяет экономика - эта старая истина продолжает оставаться актуальной на пороге XXI века, вне зависимости от материков, экономических формаций и правящих режимов. Все упирается в финансы и промышленные возможности, точнее в их отсутствие. В богатом газом Узбекистане, который из экономических соображений периодически тушит южно-казахстанские конфорки, есть города с многотысячным населением, такие как Учкудук и Зарафшан, где газа нет уже третий год, потому как республика не в состоянии построить газопровод длиной в несколько десятков километров.
Именно экономические трудности, а не злой умысел Президента Каримова толкают узбекскую сторону на "недружественные" действия по отношению к своим ближайшим соседям. В налаживании нормальных, добрососедских и партнерских отношений между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном заинтересованы народы каждой страны, но за некоторой эйфорией центрально-азиатской интеграции уже сейчас явственно проглядывают острые углы. Так за 1994 год в Республику Казахстан из стран Единого экономического пространства было ввезено продукции на сумму 1053 млн. тенге, что составляет всего 3,5% от общего объема ввоза из стран СНГ, а вывезено в страны ЕЭП казахстанской продукции на 3545,7 млн. тенге. То есть торгово-экономическое сотрудничество несколько непропорционально.
Несмотря на громкие договоренности об усилении экономических взаимосвязей, реальный уровень интеграции Казахстана с Узбекистаном в 1994 г. - году провозглашения Единого Экономического Пространства Центрально-азиатского содружества, снизился. Иллюстрацией чего конкретные показатели: поставки из Казахстана шин, по сравнению с 1993 годом сократились на 90 %; нефтепродуктов - на 85 %, угля - на 83 %, проката черных металлов - на 54 % и т.д.
Аналогична ситуация с обратными поставками из Узбекистана в Казахстан, недополучено от договоренных на 1994 год объемов: нефтепродуктов - около 73 %, готового проката - 99 %, аммиака - 90 %. Практически прекратились поставки продукции цветной металлургии (цинка и меди), а также стратегического сырья - хлопка, вместо 17 тысяч тонн, которые обязался продать Узбекистан, Казахстан получил только 100 тонн.
Единственный показатель, где достигнуто существенное перевыполнение планов - это вывоз из Казахстана в Узбекистан медикаментов и медицинских препаратов, которые, кстати, в остром дефиците в самой республике. Причем перевыполнение планов поставок огромное - в 6 раз.
Экономический союз продекларирован, но в реальности: "Узбекистан не приступил к поставкам холодильников, изделий из золота. Крайне неудовлетворительно осуществляется завоз других товаров, включенных в межправительственные соглашения, а именно, картофеля поставлено 1 % (от договоренного объема), овощных консервов - 3 %, масла растительного - 4 %, тканей шерстяных и хлопчатобумажных - 2 и 3 %, соответственно ." и т. д. В среднем, выполнение соглашений с Узбекистаном составило от 8 до 38 % от договоренностей. И подобное положение продолжает сохраняться.
Указанные экономические выкладки позволили первому заместителю председателя Государственного Комитета по статистике и анализу РК Ю.К. Шокаманову в специальной записке "О развитии экономической интеграции Республики Казахстан с государствами, входящими в единое экономическое пространство - Кыргызстаном и Узбекистаном" 01 - А/З от 6 апреля 1995 года, прийти к выводу, что: 1) "приведенный анализ свидетельствует о снижении уровня интеграции со странами ЕЭП"; 2) "почти по всему ассортименту вывозимой и ввозимой продукции не выполняются поставки предусмотренные протокольными соглашениями и заключенными договорами". Комментарии, как говорится, излишни. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8