Экономические связи России с этими странами сводятся почти исключительно к торговле. При этом ни российско-индийская, ни российско-китайская торговля не отличается особым динамизмом (таблица 5). Достигнув локального пика в 4.7 млрд. долл. в 1996 г., российский экспорт в Китай за последующие два года заметно сократился и в 1998 г. составил 3.1 млрд. долл. Российский экспорт в Индию во второй половине 90-х годов не превышал 1 млрд. долл. В сумме две крупнейшие страны мира притягивают к себе примерно 5% совокупного экспорта России и обеспечивают 4% ее импорта.
Несколько иначе ситуация видится, если посмотреть на структуру торговли. В российском экспорте в Индию в 1994-1998 гг. удельный вес машин и оборудования лишь однажды опустился ниже 20%, а в целом стабильно находился на отметке 25-35%. Еще 20-25%, а в 1995 г. – даже 44% экспорта России в эту страну приходилось на транспортные средства. Доля машин и оборудования в российском экспорте на китайский рынок выросла с 13.3% в 1994 г. до 22% в 1998г.
Нельзя не отметить рваную динамику высокотехнологичного российского экспорта на рассматриваемые рынки. Так, экспорт машин и оборудования в Индию достиг локального пика в 283 млн. долл. в 1996 г. и с этого момента устойчиво снижается. Для экспорта в эту страну транспортных средств годом локального пика стал 1995 г. Перепады в абсолютных объемах торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами выражены еще более ярко.
В значительных пределах колеблются доли Китая и Индии и в совокупном российском экспорте по соответствующим товарным группам. В 1994-1997 гг. Китай стабильно поглощал около 1/10 экспорта машин и оборудования. Однако в 1998 г. на его долю пришлась уже 1/5. аналогичная доля Индии в 1994-1998 гг. колебалась около усредненной отметки в 5%, но со второй половины десятилетия демонстрирует отчетливую тенденцию к снижению. В 1996-1998 гг. заметно сократилась и относительная значимость поставок на китайский рынок транспортных средств. В целом, если исключить пиковые 1996 и 1998 гг. Китай и Индия поглощали около 15-17% российского экспорта машин и оборудования и 10-15% экспортных поставок транспортных средств.
Спазматическая динамика торговли машинами, оборудованием и транспортными средствами объясняется, по-видимому, большим удельным весом в этих поставках таких специфических товаров, как оружие, продукция ядерного комплекса и энергетическое оборудование. Так, на Китай и Индию приходится до 75-80% всего военно-технического экспорта России. Обе страны, наряду с Ираном, являются крупнейшими зарубежными рынками для российских атомщиков.
Из-за отсутствия исходной информации оценить экономическую эффективность сделок с оружием трудно. Как отмечают аналитики, доступная статистика не позволяет судить о том, какая часть поставок российского оружия оплачивается встречными поставками товаров, какая поставляется в кредит или в качестве оплаты за старые долги. Известно, однако, что в сделках с Китаем и Индией неденежные формы оплаты фигурируют особенно часто. По некоторым данным, приводимым в российской печати, Китай оплачивает бартером около 40% сумм военных контрактов. При этом китайская сторона сама выбирает номенклатуру товаров, которыми расплачивается. Возможно также, что военный экспорт в Индию финансируется за счет российских кредитов.
Экономические выгоды от торговли оружием находятся под вопросом не только потому, что основные покупатели расплачиваются чем угодно, но не деньгами. При продолжающемся бесплатном потреблении энергоресурсов российской обрабатывающей промышленностью, которое статистически оформляется как неплатежи, а также при низких внутренних ценах на энергоресурсы, значительно уступающих мировым, в принципе невозможно составить ясное представление о том, насколько оружейный, как и прочий несырьевой, экспорт эффективен экономически.
Та же проблема актуальна и для оценки сотрудничества в ядерной сфере. Общая стоимость контрактов по строительству атомных электростанций в Индии и Китае оценивается в 5-6 млрд. долл. Для российского ядерного комплекса прорыв на индийский и китайский рынки – несомненный успех. Тем более, что обе страны реализуют долговременные национальные программы по развитию ядерной энергетики, и в ближайшие годы объем заказов на этих рынках составит десятки миллиардов долларов. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5