Dejj.ru

Мировая экономика

Африканский банк развития

.

6.Переспективы вступления России в АБР

Выход российских экспортеров товаров и услуг на африканский рынок сопряжен с целым рядом проблем. Это недостаточная информированность об условиях функционирования местных рынков, незнание специфики рисков, отсутствие механизмов защиты своих интересов в конфликтных ситуациях и др. И тем не менее интерес к африканскому континенту со стороны российских предпринимателей заметно растет, ибо африканский рынок в условиях обостряющейся международной конкуренции предлагает совершенно уникальный спектр деловых ниш, в которых возможности выбрать для себя оптимальный размер сделки поистине безграничны — от нескольких десятков тысяч до сотен миллионов долларов США.

Принимая решение о выходе на этот рынок, конечно, следует учитывать все особенности нынешнего «фона» для бизнеса, то есть той системы политических и экономических отношений на государственном уровне, которые связывают Россию со странами Африки. И здесь приходится констатировать, что за редкими исключениями двусторонние отношения опираются на устаревшую договорную базу, разливаются вяло или даже деградируют, а многосторонние механизмы сотрудничества вообще не запущены. И ссылки только лишь на внутренние экономические проблемы России едва ли можно расценить как удовлетворительное объяснение стагнации российско-африканских экономических отношений. Скорее всего, речь идет о недооценке потенциала африканского рынка на политическом, а вернее, геостратегическом уровне.

Учитывая наметившийся экономический рост в России, что можно рассматривать как шанс для успешной реализации политики быстрой экономической экспансии на новые рынки, уместно вновь поднять вопрос о вступлении России в Африканский банк развития и Африканский фонд развития — главные международные организации, созданные для реализации экономических интересов государств-участников на африканском континенте. Приняв такое решение, российское государство открыло бы уникальные возможности национальному бизнесу для успешного конкурирования на одном из самых больших рынков в мире, безусловно, проблемном, но одновременно и очень перспективном. Сами же российские предприниматели, привыкшие к выживанию в обстановке дефицита «живых денег», когда понятия «зачеты» и «кэшфло» стали почти тождественными, скорее всего будут чувствовать себя в африканской экономике почти как дома.

Важно подчеркнуть, что никаких политических ограничений для вступления России в Африканский банк развития и Африканский фонд развития не существует. Более того, для того, чтобы выступать агрессивным игроком на африканском рынке, совсем не обязательно нести самые высокие расходы в рамках программ международных организаций. Наглядным примером здесь является Китай, который заметно теснит своих экономических конкурентов из Европы и США, но при этом доля его участия в целевых программах финансирования Африканского банка развития составляет всего 1,6% (что примерно соответствует взносу Финляндии и в два раза меньше взноса Норвегии), в то время как взнос США составил 10,1%, Франции — 9,4%, Германии — 9,0%

.

Данные механизмы могли бы быть использованы и для изменения ситуации в области внешнего долга ряда африканских стран бывшему СССР (соответствующие программы уже давно реализуются в рамках деятельности данных организаций на других географических направлениях). При этом следует помнить о том, что совокупный внешний долг африканских стран составляет почти 310 млрд. долларов,а значит, и ответ на вопрос, следует ли решать долговые проблемы самостоятельно или в рамках влиятельного международного «клуба», совершенно очевиден.

Долгосрочные программы АБР и АФР отражают важнейшие национальные приоритеты всех государств Африки и нацелены на решение таких проблем, как преодоление бедности и развитие сельского хозяйства и аграрных регионов, формирование квалифицированных кадров, укрепление частного сектора. В каждой программе присутствуют и общие «горизонтальные» уровни, такие, как внедрение современных процессов управления, обеспечение равенства полов, защита окружающей среды. Конкретное выражение эти программы приобретают в виде проектов строительства объектов энергетики, инфраструктуры, дорог, ирригационных систем, перерабатывающих производств.

Новый кредитно-инвестиционный портфель, который формируется в течение 1999—2001 гг. на основе пополнения фондов банка и составит около 3,4 млрд. долларов

, не предполагает каких-либо радикальных структурных отличий от предыдущего. Поэтому всем, кто рассчитывает на успех на африканском рынке, следует знать эти приоритеты и ориентироваться на них при установлении деловых связей и привлечении финансирования. При этом формы поддержки АБР, на которые могут рассчитывать предприятия, достаточно широки и включают в себя кредиты, инвестиции в капитал, предоставление гарантий, синдицированные займы, андеррайтинговые услуги при эмиссии акций, совместное финансирование. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7