Все соглашения об избежании двойного налогообложения применяются к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или обоих договаривающихся государствах.
Для целей Типового соглашения термин «лицо с постоянным местопребыванием в одном договаривающемся государстве» означает любое лицо или любое образование, которое по законодательству этого государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия. В случае если доход получает полное товарищество, партнерство или фонд, постоянное местопребывание определяется в соответствии с постоянным местопребыванием лица, подлежащего налогообложению в отношении такого дохода (ст. 1).
Последнее положение может иметь различия в отдельных соглашениях. Так, в Соглашении между Правительством РФ и Правительством Республики Польша от 22 мая 1992 г. (заключенного практически одновременно с утверждением Типового соглашения) слова «партнерство или фонды» отсутствуют.
Если в соответствии с вышесказанным (как правило, п. 2 ст. 1) лицо, не являющееся физическим лицом, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих договаривающихся государствах, оно считается лицом с постоянным местопребыванием в том договаривающемся государстве, в котором расположен его фактический руководящий орган.
Пункт 4 ст. 1 определяет для целей Соглашения постоянное местожительство физического лица, если оно является лицом с постоянным местожительством в обоих договаривающихся государствах. Постоянное местожительство такого лица определяется для целей налогообложения следующим образом:
1) лицо считается лицом с постоянным местожительством в том договаривающемся государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих договаривающихся государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том договаривающемся государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);
2) если государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из договаривающихся государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том государстве, в котором оно обычно пребывает;
3) если оно обычно проживает в обоих договаривающихся государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том договаривающемся государстве, гражданином которого оно является;
4) если каждое из договаривающихся государств рассматривает его в качестве своего гражданина или ни одно из государств не считает его таковым, компетентные органы договаривающихся государств решают данный вопрос по взаимному согласию.
Практически все соглашения об устранении двойного налогообложения, заключенные Правительством Российской Федерации (или бывшего СССР), разрешают данную проблему одинаково. Однако могут быть и отклонения, которые заключаются: в случае неупоминания критерия гражданства (подпункт «с»); если подпункт «4» включает в себя следующую формулировку: «компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос в порядке, предусмотренном статьей «Порядок достижения согласия», «Урегулирование спорных вопросов» настоящего Соглашения».