Необходимо отметить, что наши партнеры из АТР в настоящее время проявляют заинтересованность прежде всего в создании совместных предприятий в области разработок топливно-энергетических и лесных ресурсов. В этой ситуации доступ инвесторов к нашим природным ресурсам должен обеспечиваться на приоритетной основе тем из них, которые ввозят капитал и технологию не только для расширения мощностей добывающих отраслей, но и для глубокой комплексной переработки.
Проекты международного экономического сотрудничества со странами АТР в зависимости от масштабности и значимости для экономики можно условно разделить на:
— наиболее крупные межрегиональные и межотраслевые проекты, такие, как проект освоения Сахалинского шельфа, строительство автодорожного моста через Амур, возле г. Благовещенска-на-Амуре, развитие СЭЗ "Находка", "Благовещенск-на-Амуре";
— крупномасштабные инвестиционные проекты, реализация которых требует привлечения значительных зарубежных инвестиций, а также помощи государства в предоставлении гарантий и получении кредитов от международных финансовых организаций:
— инвестиционные проекты регионального значения, требующие поддержки со стороны местных администраций.
Так, например, освоение Сахалинского шельфа является наиболее крупным проектом межрегионального значения для всего Дальнего Востока. С вводом в эксплуатацию новых месторождений предполагается довести к 2005 году объем добычи нефти до 20 млн.т., газа — до 18,9 млрд. куб.м. Реализация проекта связана не только с развитием нефтегазодобычи, но и предполагает широкий комплекс работ по развитию социальной и промышленной инфраструктуры, что потребует привлечения дополнительных финансовых средств, строительных ресурсов и т.д. не только зарубежных, но и российских, прежде всего дальневосточных, фирм и компаний. Уже сейчас просматривается возможность сотрудничества с Хабаровским краем, в частности по обеспечению данного проекта продукцией машиностроения, что позволит оживить машиностроительную базу края, находящуюся в критическом состоянии из-за потери рынков сбыта внутри страны.
Для преодоления упомянутых выше негативных явлений и проблем на среднесрочную перспективу необходимо решение следующих основных задач:
— принятие мер к стабилизации, а в дальнейшем — к расширению экспорта традиционных товаров;
— привлечение необходимых иностранных кредитных ресурсов в целях решения острых социально-экономических проблем региона, реализации эффективных проектов инвестиционного сотрудничества;
— диверсификация экспортной базы, развитие экспортно-ориентированных производств и импортозамещения, в том числе на базе конверсии оборонных предприятий;
— развитие рыночных принципов осуществления хозяйственных взаимоотношений во внешнеэкономической области в целях ослабления монополизма отечественных производителей, содействие переходу к экономике открытого типа, постепенное и обоснованное сближение структуры внутренних и мировых цен, поддержка экспорта и расширение рынков сбыта российской продукции, изменение структуры внешней торговли и повышение ее эффективности;
— повышение степени облагораживания сырья и поставок на экспорт продукции более высокой степени переработки при условии совершенствования ее технологии.
В числе возможных приоритетных направлений сотрудничества и торговых обменов со странами АТР можно отметить космическую, авиационную, судостроительную промышленность, связь и коммуникации, освоение ресурсов океана и экологию, новые технологии и материалы, сотрудничество в создании транспортных средств нового типа, электроэнергетику, электронику, военно-техническое сотрудничество.
Интеграция России в систему экономических отношений с АТР потребует известного времени и решения многих политических и экономических проблем, внедрения в практику торговли и взаимоотношений с другими государствами норм и правил, принятых в мировом сообществе, адаптации внутреннего законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, и требованиям многосторонних договоров и соглашений.
Заключение
В условиях перехода к открытой экономике полномочия регионов во внешнеэкономической сфере существенно расширяются. Сейчас внешнеторговая деятельность в России осуществляется на принципиально новых, отличных от эпохи государственного монополизма, принципах.
Все это является мощным стимулом для развития внешнеэкономических связей. Многие республики, края и области в рамках своих полномочий активно занимаются установлением контактов с зарубежными партнерами, нарабатывают свою нормативно-правовую базу, совершенствуют инфраструктуру, повышают экспортный потенциал. Перейти на страницу: 1 2 3