Первые серьёзные исследования по проблемам международной торговли мы находим у меркантилистов. Их позиция сводилась к всемерному накапливанию внутри страны капитала в форме золота и сокровищ, и в соответствии с этим они выступали за ограничение импорта и поощрение экспорта путём чрезмерно жёсткой протекционистской политики государства. Эта теория была очень модной в XVI – XVIII веках среди наиболее развитых стран мира, впрочем, как мы увидим далее, для многих она остаётся привлекательной и сегодня.
Не обошёл вниманием нашу тему и легендарный Адам Смит. В книге «Исследование о природе и причинах богатства народов», вышедшей в 1776 г. он сформулировал теорию абсолютного преимущества. Наглядную иллюстрацию этой теории даёт таблица I.1.1
Пусть, например, Аргентина на единицу затрат может произвести 50 тонн зерна или 25 тонн сахара или любую комбинацию их на линии производственных возможностей, а Бразилия при аналогичных затратах – 40 тонн зерна и 100 тонн сахара (рисунок I.1.1). Таким образом, Аргентина обладает абсолютным преимуществом по зерну, а Бразилия – по сахару. Это преимущество может объясняться многими факторами, не последний из которых – климатические условия. Итак, Аргентина находится в точке А, производя 20 тонн зерна и 15 тонн сахара, а Бразилия в точке В, производя 12 тонн зерна и 70 тонн сахара. До начала торговли потребители этих стран могли потреблять только то количество продуктов, которое было произведено внутри страны. После того, как каждое государство специализировалось на производстве того товара, где оно имеет абсолютное преимущество – Аргентина на производстве зерна, Бразилия на производстве сахара – и стало экспортировать этот товар (-20 тонн), а товар, в производстве которого оно «отстаёт» от соседа – импортировать (+20 тонн) – мы исходим из того, что мировая цена на эти продукты установилась 1т.зерна = 1т.сахара – в этом случае, как видно из таблицы, выигрывают и потребители Аргентины и
Рисунок I.1.1
Таблица
I
.1.1
До специализации | ||||
Страна | Производство | Экспорт (-)/ Импорт (+) | Потребление | Прирост потребления |
Аргентина Зерно сахар | 20 15 | 0 0 | 20 15 | |
Бразилия Зерно сахар | 12 70 | 0 0 | 12 70 | |