Если вы ознакомились с первой частью настоящей главы, то у вас могло создаться впечатление, что международная торговля есть хорошо и что от неё выигрывают все. Это не совсем так.
Рассмотрим пример
Когда-то давным-давно, когда ещё не было мощных морозильников, мясом торговали исключительно в солёном, копчёном, варёном, одним словом, обработанном виде, что существенно снижало эффективность этой торговли мясом.
И вот в один прекрасный день, а именно в конце XIX века, чья-то гениальная голова придумывает рефрижератор. И это замечательное изобретение позволило Аргентине стать одним из крупнейших поставщиков мороженого мяса на мировой рынок, потеснив при этом сами Соединённые Штаты (рисунок I.2.1)
Рисунок
I
.2.1
Ясно, что янки были недовольны. Кто же ещё проиграл от возросшего экспорта мяса из Аргентины? Как это ни покажется странным, сами аргентинцы: во-первых, поскольку мировая цена на мясо оказалась выше цены внутри страны, то большинство его производителей стало ориентироваться на внешний рынок в ущерб внутреннему, на котором в скором времени возник дефицит и, как следствие, цены на мясо возросли, т.е. в первую очередь пострадали потребители страны – экспортёра, во-вторых, более доходная отрасль оттянула на себя факторы производства, задействованные в других отраслях и, кроме того, имея большие прибыли и меньшие издержки, предприятия мясной отрасли получили те самые конкурентные преимущества, о которых 80 лет спустя будет писать М. Портер, таким образом, пострадали и производители других товаров. Однако необходимо заметить, что (и это точно доказано) выигрыш аргентинских производителей мяса больше проигрыша аргентинских потребителей и производителей других товаров вместе взятых. Это если по науке. В жизни может оказаться так, что сенатор, избранный на деньги производителей пшеницы, окажется красноречивее, чем сенатор, избранный на деньги производителей мяса, и тогда вероятнее всего произойдут события, описываемые в четвёртой части данной главы.
Что до американцев, то их внутренний рынок мяса испытывает сильное давление со стороны более дешёвого аргентинского товара, и цены на мясо будут снижаться, чему столь же обрадуются американские потребители, сколь расстроятся американские производители этого товара. Впрочем, и в этом случае доказано, что проигрыш производителей с лихвой окупается выигрышем потребителей, хотя в Конгрессе могут посчитать и по-другому, и здесь снова мы отсылаем вас к четвёртой части настоящей главы.