Система регулирования внешне- торговых операций начала формироваться в 1991г, с применением нетарифного регулирования : квотирование, лицензирование экспортных поставок (ограничение выдачи лицензий государственными квотами), регистрационный режим для экспортеров.
С 1992г начало действия экспортного таможенного тарифа. Происходит освобождение от квотирования, лицензирование охватывает только часть изделий. Импорт регулируется преимущественно тарифными и налоговыми мерами.
1993-1994гг частичная либерализация экспортного режима (сокращение перечня квотируемых товаров, товаров облагаемых пошлинами- снижение ставок). Импорт был дополнен этапом сертификации на соответствие российским стандартам.
1995г отмена количественных ограничений и особого режима экспорта. Вводится регистрация контрактов на отдельные виды товаров (ранее лицензирование), введение валютного контроля.
1995г важнейшие сдвиги: либерализация нефтяного экспорта, ограничение области применения нетарифного регулирования, введение новых ставок ввозных таможенных пошлин (снижение, отмена по частичным товарным группам)
1996г отмена таможенных пошлин практически по всем товарам.
вставка
Одним из основных итогов либерализации внешней торговли (ВТ) является превращение таможенного режима в основной регулятор импорта.
Теперь немного скажем об органах, регулирующих коммерческую деятельность в РФ, в том числе и внешне- торговую политику РФ. Данные органы представлены в единой системе, т.к. членами последней и являются.
В РФ создана федеральная и региональная инфраструктуры.
На федеральном уровне проблемами развития и поддержки предпринимательства в РФ занимаются:
- Министерство экономики РФ;
- Министерство внешнеэкономических связей (МВС) РФ;
- Министерство финансов РФ;
- Государственный таможенный комитет РФ;
- Государственная налоговая служба;
- Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства;
- Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства;
- Федеральный фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Ведомства:
- Роскомторг;
- Роспатент;
- Росстрахнадзор;
- Федеральная комиссия по ценным бумагам;
- ЦБ РФ;
- Рабочий центр экономических реформ при правительстве РФ и т.д.
Значительная роль в регулировании коммерческой деятельности играет торгово-промышленная палата РФ и торгово-промышленная палата в регионах.
- Высшие законодательные и исполнительные органы (президент, правительство, государственная дума).
Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности РФ
Регулирующие | Контролирующие |
1. Президент РФ | 1. Президент РФ |
2. Правительство РФ | 2. Правительство РФ |
3.Министерство экономики РФ | 3.Министерство финансов РФ |
4.Министерство внешнеэкономических связей РФ | 4.Государственный таможенный комитет |
5.Государственный таможенный комитет | 5.Государственная торговая инспекция РФ |
6.Государственная налоговая служба | 6.Государственная налоговая служба |
7. Государственный комитет по антимонопольной политики | 7. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации |
8. Совет по промышленной политике и предпринимательству при правительстве РФ | 8. Государственный комитет по охране окружающей среды |
Данные 27.10.1998 г. Таблица 1
Подводя итог деятельности существующих государственных органов, осуществляющих регулирование коммерческой деятельности, можно сделать вывод, что направления этой деятельности следующее: а) создание и участие в разработке нормативных государственных актов по этим вопросам; б) сбор, обобщение информации о соблюдении законодательства; в) государственная финансовая поддержка субъектов предпринимательства; г) разработка федеральных и территориальных государственных программ поддержки предпринимательства, его развития. Перейти на страницу: 1 2