Мировая торговля имеет стойкую тенденцию к увеличению своих объёмов. В последнее время это особенно заметно. Иллюстрирует этот факт таблица 1.4.1
Таблица 1.4.1
Мировой экспорт, млрд. $ Регионы | 1992 | 1998 | % прироста |
Весь мир | 3659 | 5550 | 34 |
ЕС | 1563 | 2395 | 35 |
АТЭС | 1442 | 2273 | 37 |
НАФТА | 581 | 947 | 39 |
АТЭС без НАФТА | 861 | 1326 | 35 |
СНГ | 52 | 129 | 60 |
В связи с этим «не только в промышленно развитых, но и в развивающихся странах раздаются призывы к принятию мер по ограничению импорта. В условиях обостряющегося соперничества между США и ЕС, США и Японией и между другими странами уступки таким требованиям могли бы иметь эффект снежного кома. Они могут спровоцировать целую серию торговых войн и ещё больше ухудшить перспективы преодоления спада в мировой торговле и экономике в целом.»
Противостоять этим деструктивным процессам призвана ВТО – Всемирная торговая организация, которая с 1 января 1996 года окончательно пришла на смену ГАТТ. На сегодняшний день в ВТО входят 130 государств, на которые приходится около 90% оборота мировой торговли, ещё 30 стран подали заявки и ожидают решения о принятии.
Основные направления деятельности этой крупнейшей организации сводится сводятся к следующему:
1. Освобождение от торговых тарифов товаров информационных технологий (компьютеры, программное обеспечение, телекоммуникации, полупроводники и др.). Такая забота вызвана наметившейся тенденцией размещения производства этих товаров в странах ЮВА и ожидаемой вследствие этого падением цен на них.
2. Разработка международных правил конкуренции. Поскольку антимонопольное законодательство большинства государств действует внутри этих государств и не распространяется на другие страны, и к тому же они зачастую они противоречат друг другу, то функцию контроля за поглощениями и слияниями компаний, экспортными и импортными картелями и т.д., а также разработку санкций к нарушителям антимонопольного законодательства взяла на себя ВТО.
3. Проблемы электронной торговли, в том числе контроль за её объёмами и обеспечение её безопасности.
4. Трудовые и экологические стандарты. «На смену тарифам приходят новые средства протекционизма. Так, при определении торгового режима предлагается наряду с прочими показателями учитывать действующие в стране трудовые и экологические стандарты.» Эти предложения со стороны развитых стран направлены в первую очередь против стран НИС ЮВА и развивающихся государств, где производство трудо- и экологоёмкой продукции обходится дешевле, чем в развитых странах.
5. Антидемпинговые меры. Их применение особенно расширилось в последнее время. «…страны ЕС пытаются с их помощью оградить своих производителей текстиля, обуви, электронной техники и химикатов от наплыва дешёвых товаров из-за рубежа.» От подобных попыток страдают не только экспортёры этих товаров, в частности, страны Азии, но и потребители в самих странах ЕС. Здесь уместно упомянуть об ограничительных мерах, принимаемых в отношении России. Перейти на страницу: 1 2