Кроме того, особенно резкое снижение цен на каучук в середине 1997 г. эксперты связывают с сезонным спадом потребления и обесценением таиландской валюты по отношению к доллару США. Относительно высоких цен 1995 г. в 1997 г. средняя цена каучука на бирже в Сингапуре снизилась более чем на треть.
Следует также отметить, что в последние годы, кроме низкой конкурентоспособности отечественных товаров на внешнем рынке, большую роль стали играть субъективные факторы. В частности, к ним можно отнести дискриминационные ограничения стран - членов ЕС, США, Канады и других государств на товары российского производства. Причем эти меры распространяются преимущественно на не сырьевые товары.
Под антидемпинговые процедуры со стороны Комиссии ЕС подпадает значительное количество товаров металлургической, химической, легкой и других отраслей промышленности. США и Канада устанавливали антидемпинговые пошлины и ограничения на поставки отдельных видов черных металлов. С 1997 г. российские нефтепродукты, ввозимые в страны ЕС, стали облагаться пошлинами, хотя и в льготном режиме. Кроме того, многие европейские страны, стремясь понизить энергетическую зависимость от России, ориентируются на поставщиков энергоносителей из других стран.
Российский экспорт характеризуется высоким уровнем концентрации по рынкам сбыта, что также является одним из факторов, ограничивающим его расширение. Так, около 90% экспорта меди и никеля приходится на одну страну - Нидерланды, 60% поставок алюминия осуществляется в две страны - Японию и США, около 70% лесоматериалов вывозится в Финляндию и Японию, более 40% природного газа поставляется на Украину и в Германию.
В условиях высокой экспортной ориентации российской промышленности, а также снижения конкурентоспособности отечественной продукции как на внешних, так и на внутренних рынках, конъюнктура мировых товарных рынков оказывает непосредственное воздействие на результаты внешнеторгового, а также реального секторов экономики.
Особенности российского экспорта со странами Персидского залива можно проиллюстрировать следующим образом:
К региону Персидского залива (официальное название в арабских странах - Арабский залив) относятся шесть монархических государств: эмираты Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты и Королевство Саудовская Аравия, а также Республика Ирак и Исламская Республика Иран. Совокупный рынок этих стран представляет большой интерес для экспортеров всего мира, включая российских поставщиков, в силу ряда обстоятельств.
Во всех названных странах с разной интенсивностью и направленностью идет индустриализация, диверсифицируется экономика, развивается инфраструктура. Велика потребность стран региона и в промышленных потребительских товарах, продовольствии, услугах - от проектирования и сооружения объектов до подготовки специалистов разных уровней, получения технологической документации и консультаций. Страны залива и Иран входят в группу крупных импортеров оружия и военно-технических товаров и услуг. Регион полностью или почти полностью удовлетворяет за счет импорта свои потребности во многих видах сырья и полуфабрикатов, в частности в древесине и пиломатериалах, прокате черных и цветных металлов, в некоторых видах минеральных удобрений.
Трудно дать количественную характеристику емкости рынка восьми стран региона с точки зрения их импортных возможностей, так как экономика Ирака, Ирана и Кувейта еще не полностью восстановлена, внешняя торговля Ирака подвергнута серьезным ограничениям в соответствии с решением ООН, а на торговлю с Ираном США объявили в начале 1995 г. эмбарго. Тем не менее данные по шести монархическим государствам зоны Персидского залива позволяют представить размеры их платежеспособного спроса на мировом рынке.
В 1994 г. импорт товаров и услуг этими странами, население которых в совокупности составляет 23 млн. человек, был равен примерно 120 млрд. долларов, из них товаров импортировано на 76 млрд. По этому показателю они занимают второе место в Азии, уступая лишь Японии и почти достигнув уровня импорта Индии и КНР, вместе взятых. Импорт товаров и услуг в этих странах в расчете на душу населения превосходит аналогичный показатель в США и Японии и находится примерно на уровне Франции и Великобритании.
Если к шести странам Персидского залива прибавить импортный потенциал Ирака и Ирана, еще несколько лет тому назад являвшихся крупнейшими импортерами на Среднем Востоке, получится, что реальные импортные потребности стран Персидского залива уступают только рынкам США и Германии и близки к потребностям в иностранных товарах и услугах Японии.
Итак, государства региона обладают огромной потребностью и способностью импортировать товары и услуги. В отличие от большинства стран, активно участвующих в международной торговле (например, от наиболее крупных импортеров в мире - США, Германии и Японии), в закупках за рубежом государств залива существенное место занимают правительственные заказы и подряды. Строительство дорог, аэропортов, морских портов и терминалов, буровых платформ на континентальном шельфе, нефте-, газо- и продуктопроводов, нефтеперерабатывающих и химических предприятий, административных и учебных зданий, городской и туристской инфраструктуры, не говоря уже об импорте вооружений и строительстве военных объектов, осуществляется на основе выдачи заказов и подрядов государственными учреждениями и корпорациями. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6