Россия, прибегая к зарубежным займам, является одним из крупнейших в мире экспортеров капитала. По данным «Круглого стола бизнеса России», в середине 90-х годов общий объем находящихся за рубежом ресурсов, включая вывезенные и инвестированные капиталы, иностранные долги составляют огромную сумму - от 500 до 600 млрд. долл. При этом «экспорт капитала», начавшийся с конца 80-х годов, продолжается.
За рубежом действуют тысячи фирм с российским капиталом. Часть из них была основана там еще в советское время, однако, подавляющее число в последние годы. По некоторым оценкам объемы инвестиций этих российских предприятий за рубежом составляют 9-10млрд. долл. Для сравнения, например аналогичные капиталовложения США, приближаются к 1 трилн. долл., а у Японии и Великобритании они составляют несколько сотен миллиардов долларов.
Российские зарубежные предпринимательские инвестиции размещены преимущественно на Западе, в том числе в оффшорных центрах и налоговых гаванях. Там же преимущественно находятся и зарубежные капиталовложения российских физических и юридических лиц в ссудной форме (т.е. банковские депозиты, средства на счетах других финансовых институтов и т.п.). Часть из них размещена там, на короткий срок для осуществления текущих внешнеэкономических операций. Их величина оценивается в 25-35 млрд. долл.
Вывоз капитала из России осуществляется двумя путями: законным путем и незаконными способами, принявшими форму «бегства капитала».
Легальный способ вывоза капитала базируется на постановлении правительства России. В этой связи к законному вывозу капитала относятся все государственные и негосударственные предприятия, созданные в соответствии с этим постановлением и внесенные в Государственный реестр зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.
К законным способам вывоза капитала можно отнести рост зарубежных активов российских уполномоченных банков. На начало 1994г. они составляли 20млрд. долл., увеличившись только за 1992 год на 4 млрд. долл. Например, в 1994г. банк «Менатеп» приобрел двадцати процентный пакет акций в акционерном капитале группы компаний «Валмет», выкупив часть пакета долевого участия американского банка «Риггснэншил Бэнк Вашингтон».
Основная масса частного капитала из России вывозится в рамках так называемого «бегства капитала». Оно началось в 1989 гг., процесс оттока капитала из России активизировался с 1990 г. Для того чтобы представить, какие потери в результате этого процесса несет Россия, можно привести такие
цифры: ежегодная утечка капитала оценивается в 12-24 млрд. долл. (по некоторым оценкам до 50 млрд. долл.). Для сравнения: весь экспорт нефтепродуктов за 1995 г. составил 12,3 млрд. долл.
В настоящее время утечка капитала стала принимать весьма изощренные формы, не всегда поддающиеся контролю в рамках действующего законодательства. Этот процесс, в частности, включает в себя:
1.Не переведенную в Россию экспортную выручку. Наибольшие недоступления в федеральный бюджет отмечены по таким видам товаров, как нефть, нефтепродукты и цветные металлы.
2. Занижение экспортных и завышение импортных цен, особенно активно используемых в бартерных сделках.
3.Осуществление авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товара и зачисления валюты на зарубежные счета российских резидентов. Утечку валюты на импортных операциях эксперты оценивают в 3-4 млрд. долл. в год.
4.В результате недобросовестных бартерных операций из России «утекает» около 1 млрд. долл.
5. Контрабандный вывоз СКВ и другие ухищрения.
Бегство капитала характерно для стран с галопирующей инфляцией, высокими налогами политической нестабильностью. Все это характерно для России. К этим причинам можно добавить факторы недоверия государству, отсутствие льгот и стимулов для хранения и инвестирования капиталов внутри страны. Правительство России пытается ограничить, взять под контроль процесс утечки капитала за рубеж, превратить его в канализируемый, контролируемый вывоз капитала.
Ограничение процесса «бегства капитала» может осуществляться путем применения следующих конкретных мер:
1)единого таможенно-валютного контроля за репатриацией выручки от экспорта и импорта товаров и услуг; особого контроля за бартерными операциями;
2)лицензирование вывоза капитала;
3)инвентаризации российских инвестиций за рубежом, выяснения действительного числа предприятий и объемов капитальных вложений.
Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он определяет направление и характер движения капитала. Стратегической мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж должно стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних российских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения. Перейти на страницу: 1 2