Переход к рыночной экономике в России поставил перед промышленными предприятиями ряд проблем, главными из которых являются: адаптация в необычных для них условиях возрастающей конкуренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускаемую продукцию и проблема неплатежей, сложности поиска поставщиков сырья, материалов и ограниченности финансовых ресурсов. При этом современные производства для обеспечения выживаемости предприятия должны обладать рядом особых качеств: большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент.
Производство, не способное переналаживаться, приспосабливаться к запросам реальных условий, часто небольших групп потребителей, обречено на банкротство; технология усложняется настолько, что требуется ввод новых форм контроля, организации и разделения труда. Сложившееся планирование по принципу «от достигнутого» неприемлемо, поскольку необходимо резкое повышение конкурентоспособности продукции; изменяется структура себестоимости продукции, при этом из-за сложностей с поставщиками сырья, материалов возрастает удельный вес материальных затрат, связанных с реализацией; большой проблемой является повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Как никогда прежде, следует уделять особое внимание ускорению оборачиваемости оборотных средств, сокращению излишних запасов, максимально быстрой реализации продукции.
Намеченная программа развития реформ и стабилизации российской экономики предусматривает создание социально ориентированной, эффективной экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией.
Экономика России должна иметь возможность динамично развиваться на основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и экологической безопасности.
Для такой перестройки промышленности России необходимы инвестиции, которых в настоящее время остро не хватает. Поэтому наряду с традиционными формами инвестирования представляет интерес и ее особая форма - лизинг, который в силу присущих ему возможностей может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в целом.
Исходя из важности этого механизма как особой формы инвестирования предпринимательской деятельности. Правительство России приняло ряд постановлений, способствующих лизинговой деятельности.
Принимаемые Правительством России, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительных властей субъектов Федерации меры по развитию лизинга позволили значительно расширить возможности его использования. На рынке лизинговых услуг уже функционирует более 800 лизинговых компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т. е. заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.
В настоящее время лизинг является, пожалуй, единственной перспективной формой привлечения инвестиций в промышленные предприятия.
В связи с этим в учебных планах российских вузов появилась спецдисциплина «Лизинг», необходимость которой продиктована требованиями времени и является весомым вкладом в экономику страны.
Современные лизинговые процессы достаточно сложны. Для проведения анализа закономерности их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами, задача которых - способствовать продвижению лизингового процесса, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
Новый, сложный этап реформирования экономики России требует подготовки специалистов, которым необходимы знания о методах управления и способных работать на лизинговом рынке, что нашло отражение в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 - 2000 годы».