Упорная борьба между различными политическими силами в свою очередь определила особенности антикризисной политики.
Подавление коммунистами и социалистами фашистского путча в 1934 г. вызвало заметный рост влияния двух партий: социалистической и коммунистической, которые объединились в народный фронт, и соответственно, падение авторитета правительства. Произошло неприятие населения антикризисных мер буржуазных кабинетов, которые использовали традиционные методы сокращения бюджетного дефицита, снижения зарплаты, сокращения социальных расходов, повышения уровня налогооблажения и т.п
Близость идеологических установок социалистов и коммунистов позволила найти компромисс между руководством этих двух партий по вопросам антикризисной программы. Программа Народного фронта была ориентирована на удовлетворение нужд широких слоев граждан: создание национального фронта безработицы, сокращение рабочей недели без уменьшения содержания, увеличения рабочих мест а счет снижения возрастного пенсионного барьера, регулирование закупочных цен на сельхозтовары с учетом интересов производителей. В 1936 было создано новое правительство Народного фронта во главе с премьер-министром Л. Блюмом большая часть экономической платформы Народного фронта и Всеобщей конфедерации труда было законодательно закреплено решением парламента страны. Это было триумфом Народного фронта и одновременно кульминацией рабочего движения в его поддержку. Столь резкое изменение антикризисного курса уже спустя два месяца поставило правительство Блюма перед острейшей проблемой разбухшего дефицита госбюджета. Это заставило правительство пойти на девальвацию франка, что, естественно, сказалось на уровне жизни населения. Кроме того, способствовала усилению бегства капиталов из страны, углублению процесса сокращения производства, появления разных форм противодействия правительственному курсу со стороны крупного капитала. В этих условиях правительство не решилось поставить под государственный контроль деятельность Французского банка и начать налоговую реформу. Эта пауза вызвала политический кризис, и в результате произошла смена кабинета министров. Новое правительство К. Шотана попыталось найти компромисс между интересами широких слоев населения представителей капитала за счет ограничения программы Народного фронта. Однако, несмотря на существенное сворачивание бюджетных расходов, состояние финансовой системы еще более ухудшилось, что вынудило правительство вторично провести девальвацию национальной валюты. Антикризисные действия привели к обострению социальных противоречий внутри страны, и привело к расколу Народного фронта. В 1938 г. формируется второй кабинет Л. Блюма, который пошел на свертывание программы Народного фронта и обострение внутриевропеской ситуации уже было на переднем плане, которое надо было решать незамедлительно, т.е ускорить военно – оборонное строительство в стране. В качестве источников средств были названы увеличение размеров налога на капитал, на привилегированные предприятия, на сверх прибыли, жесткий государственный контроль за валютными операциями, что вызвало недовольство представителей крупных финансовых и промышленных кругов и не получила широкой поддержки граждан, что ускорило и скорое падение кабинета. В 1938 г. было сформировано второе правительство во главе с Э. Даладье, который отказался от программы Народного фронта. Даладье подписал Мюнхенское соглашение четырех европейских держав с так называемой политикой «умиротворения» Германии. Состояние экономической нестабильности было характерно до конца 30-х годов. В результате этого, Франция уступила свои позиции на мировом рынке. Некоторое оживление в экономике страны накануне войны было вызвано усилением государственных ассигнований на военное строительство.
Наиболее этатизированным в годы Первой мировой войны среди ведущих стран Европы оказалось народное хозяйство Германии. Это объяснялось своеобразной политической формой немецкого капитализма, который развивался на основе «воспитательного протекционизма» немецкой исторической школы , но и напряжением всех ресурсов, которое потребовала длительная агрессия со стороны Германии война. Крушение политической системы в результате проигрыша в войне, огромные людские и материальные потери, тяжелейшие условия Версальского мирного договора для германии явились главными факторами затяжного послевоенного кризиса. Лишь с середины 20-х годов стала заметна тенденция к оздоровлению, наметились позитивные сдвиги в развитии отдельных , монополизированных отраслей промышленности, быстрый рост внешнеторгового оборота. Этому способствовали США и ведущие европейские страны. Они хотели восстановить баланс сил, нарушенный в результате поражения Германии в войне, погасить высокую напряженность внутри страны, не допустить сближения с СССР и проникновение социализма в Западную Европу. С этими целями был принят новый репарационный план, названный по имени руководителя экспертного совета, американского банкира Ч. Дауэса – планом Дауэса (1924-29). План предусматривал облегчение репарационных выплат. Планом предусмотрено выделение американцами крупных займов для укрепления бюджета Германии и комплекс инвестиций в ее экономику. Германии удалось получить 21 млрд. марок. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию, финансовые эксперты стран-кредиторов приняли решение об изменении системы репарационных выплат. Этот план в 1929 г. был заменен планом Юнга. Новый план ограничивал объем репарации , сужая источников их поступлений бюджетом и прибылью от железных дорог и упраздняя отчисления от прибыли промышленности, что освобождало дополнительные средства для ее дальнейшего развития. Упразднялся финансовый контроль за экономикой Германии. Однако в годы кризиса план Юнга был отменен. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7