Среди других приватизируемых предприятий - 6 гостиниц, страховые компании “Nicon Insurance” и "Nigeria Re-Insurance", два банка - "Assurance Bank" и "Afribank", два газетных концерна, группа промышленных предприятий. По оценкам западных экономистов, круг желающих приобрести эти объекты, не отличающиеся высоким уровнем технического оснащения , крайне узок (как это видно на примере с телекоммуникационной компании "Nitel"). В то же время к приватизации в Нигерии определенный интерес проявили западные автомобилестроительные корпорации. Поданы заявки на приобретение прокатного завода и компании "Delta Steel".
Со времени начала реализации в прошлом году новой приватизационной программы продано 13 предприятий. В основном имела место переуступка акций ключевому инвестору. Удалось привлечь инвестиции ТНК, в частности в цементную промышленность вложили капитал британская "Blue Circle Industries" и норвежская "Scancem International".
К концу января 2001 г. за счет приватизации было получено 19,6 млрд. найр. Продажа "National Oil and Chemical Co" нигерийскому инвестору "Conpetro" принесла казне 5,3 млн. долл. Сделка подвергалась критике из-за допущенных нарушений в пользу политически влиятельных инвесторов, тогда как наиболее достойным претендентом, по мнению независимых экспертов, была южноафриканская компания "Engen", контролируемая малайзийской "Petronas".
Доходы от приватизации должны заметно улучшить финансовое положение Нигерии, обремененной крупной внешней задолженностью.
Долговая проблема Нигерии во многом связана с крупными заимствованиями в начале 80-х годов (во время правления гражданского президента Ш. Шагари). Кредитование осуществлялось по низкому проценту (ставка на лондонском межбанковском рынке либор равнялась всего лишь 3%). Падение цен на нефть в середине 80-х годов, рост либор до 13% и приход к власти в Нигерии военных (в результате платежи в счет погашения долга стали искусственно ограничиваться) создали проблему просроченного долга. Неоднократно предпринимались усилия по пересмотру сроков выплат "Парижскому клубу" (в 1986 г., 1989 г. и 1991 г.), причем 4-й раз реструктурирование долга этой организации имело место в конце прошлого года. В своих отношениях с ведущими кредиторами Нигерия добилась следующих условий: по коммерческим займам выплаты будут осуществляться в течение 18 лет с 3-годичным мораторием, а по займам в рамках официальной помощи - в течение 20 лет с 10-летним льготным периодом. В итоге обслуживание долга в ближайшее пятилетие будет обходиться Нигерии в 2,0 - 2,2 млрд. долл. Оговорка доброй воли предусматривает, что в случае соблюдения условий соглашения с МВФ о резервном кредите и сделки о пересмотре сроков погашения долга с "Парижским клубом" последний рассмотрит возможность снижения долговой нагрузки по сумме в 21,5 млрд. долл., которую Нигерия признала в качестве долга 14 членам "клуба".
Правительство Нигерии считает, что, поскольку ее выплаты кредиторам существенно превысили объем привлеченных займов и в связи с активной ролью данной страны в поддержании мира и стабильности в регионе (расходы на эти цели достигли 10 млрд. долл.), она может претендовать на такие же льготные условия, которых в свое время добились Польша и Египет. Т.е. величина совокупной задолженности должна быть уменьшена на 80%. По данным на конец 2000 г., внешний долг Нигерии достигал 28,5 млрд. долл. (в том числе "Парижскому клубу" - 21,5 млрд., международным финансовым организациям - 3,5 млрд., "Лондонскому клубу" - 2,0 млрд., держателям простых векселей -1,5 млрд.).
Нигерия не подпадает под инициативу МВФ и МБРР о снижении долговой нагрузки на беднейшие страны, хотя о правомочности такого подхода до сих пор ведется дискуссия. Включение Нигерии в данную программу привело бы к удвоению расходов на нее. Однако МВФ и МБРР уже сталкиваются с большими проблемами при финансировании данной инициативы. Что касается Нигерии, то отнесение ее к числу беднейших государств с высокой задолженностью могло бы негативно сказаться на притоке в страну иностранных инвестиций. Основной интерес страны состоит в обеспечении поступления прямых иностранных инвестиций на миллиарды долларов. Наиболее привлекательным для иностранного капитала остается нефтегазовый сектор Нигерии.
Суть проблемы заключается в необходимости уверенности развитых стран в том, что средства которые могли бы высвободиться после снижения долговой нагрузки, использовались бы в Нигерии для решения проблемы бедности и улучшения системы социальной обеспечения, пока явно отстающей от общепринятых стандартов. Перейти на страницу: 1 2