Авторские права на книги, аудиовизуальные произведения и прочие объекты интеллектуальной собственности имеют в контексте налогового планирования одно неоспоримое преимущество перед всеми остальными вещами на свете: их цена не может быть установлена исходя из каких-либо единообразных правил. Вы,
вероятно, сами не раз удивлялись, прохаживаясь по картинной галерее, почему одна картина стоит 20 долларов, а другая 20 тысяч долларов (хотя вы сами не дали бы и десятки за обе). Именно поэтому платежи за авторские права являются очень удобным способом законного уменьшения налогов и экспорта капитала.
Если ваш бизнес состоит в том, что вы приобретаете у авторов права на их произведения, а затем получаете доход от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то есть смысл задуматься об использовании оффшорной компании в качестве владельца этих прав. Авторские права — не вагон с алюминием. ^Йет ничего на этом свете, что могло бы запретить автору продать права на свою работу оффшорной компании! И нет ничего, что
запретило бы сторонам договориться о той или иной цене (в отличие от случая с алюминием, на который существуют справочные цены).
Однако, как и в предыдущих главах, сделаю предостережения. Не всегда операции с авторскими правами логично вписываются в обычный бизнес. Если фирма грамзаписи купила права на мелодию, это нормально. Однако если это делает торговая компания, вероятно, налоговому инспектору потребуются пространные объяснения (к тому же, если интерес к музыке просыпается у этой компании каждый раз за день до сдачи очередного баланса). К сожалению, по понятным причинам, я не могу поместить в этой книге совсем уж конкретные советы по обоснованию операций с авторскими правами компаний, не являющихся фирмами звукозаписи, хотя по опыту работы могу дать их достаточно. А что касается общих рекомендаций — читайте, читайте и еще раз внимательно читайте главу 10.
При использовании сделок с авторскими правами для налогового планирования в России вы можете столкнуться с рядом проблем. Во-первых, налоговые чиновники порой очень плохо представляют себе разницу между уступкой авторских прав (когда права переходят полностью и безвозвратно к покупателю) и выдачей лицензий на их использование. В первом случае имеет место продажа товара (как это ни странно, авторские права — это своего рода товар), во втором — оказание услуги (передача в пользование). Если иностранная компания продает вам авторские права, то это внешнеэкономическая операция, и налога на доход продавца прав удерживать не надо (просто потому, что он не получает никакого дохода с территории России, а только продает туда товар). Если же иностранная компания выдает только лицензию на использование прав, сама при этом оставаясь их обладателем, то ваши платежи этой компании (роялти) будут считаться ее доходом, и вам придется удерживать с них налог. Вторая проблема — отсутствие в российском законодательстве специфических положений о сделках с авторскими правами. Когда я доказываю налоговым органам, что покупка прав у иностранной компании — это внешнеторговая сделка, меня иногда просят предъявить таможенные документы на ввоз. Но это же идиотизм, тре-
бовать документы на ввоз прав! (Кстати, как и на «ввоз услуг», чего тоже иногда требуют от налогоплательщиков). Права не могут быть ввезены или вывезены — они по природе неперемещаемы. Более того, права существуют не в каком-либо определенном месте, они просто существуют. Постарайтесь доходчиво объяснить это налоговому инспектору, если вам предъявят претензии, что Перейти на страницу: 1 2 3 4 5