Dejj.ru

Мировая экономика

Оффшорная компания — владелец авторских прав

Авторские права на книги, аудиовизуальные произведения и прочие объекты интеллектуальной собственности имеют в кон­тексте налогового планирования одно неоспоримое преимущест­во перед всеми остальными вещами на свете: их цена не может быть установлена исходя из каких-либо единообразных правил. Вы,

вероятно, сами не раз удивлялись, прохаживаясь по картин­ной галерее, почему одна картина стоит 20 долларов, а другая 20 тысяч долларов (хотя вы сами не дали бы и десятки за обе). Имен­но поэтому платежи за авторские права являются очень удобным способом законного уменьшения налогов и экспорта капитала.

Если ваш бизнес состоит в том, что вы приобретаете у авто­ров права на их произведения, а затем получаете доход от выдачи лицензий или тиражирования этих произведений, то есть смысл задуматься об использовании оффшорной компании в качестве владельца этих прав. Авторские права — не вагон с алюминием. ^Йет ничего на этом свете, что могло бы запретить автору продать права на свою работу оффшорной компании! И нет ничего, что

запретило бы сторонам договориться о той или иной цене (в от­личие от случая с алюминием, на который существуют справоч­ные цены).

Однако, как и в предыдущих главах, сделаю предостереже­ния. Не всегда операции с авторскими правами логично вписыва­ются в обычный бизнес. Если фирма грамзаписи купила права на мелодию, это нормально. Однако если это делает торговая ком­пания, вероятно, налоговому инспектору потребуются простран­ные объяснения (к тому же, если интерес к музыке просыпается у этой компании каждый раз за день до сдачи очередного балан­са). К сожалению, по понятным причинам, я не могу поместить в этой книге совсем уж конкретные советы по обоснованию опера­ций с авторскими правами компаний, не являющихся фирмами звукозаписи, хотя по опыту работы могу дать их достаточно. А что касается общих рекомендаций — читайте, читайте и еще раз внимательно читайте главу 10.

При использовании сделок с авторскими правами для нало­гового планирования в России вы можете столкнуться с рядом проблем. Во-первых, налоговые чиновники порой очень плохо представляют себе разницу между уступкой авторских прав (когда права переходят полностью и безвозвратно к покупателю) и вы­дачей лицензий на их использование. В первом случае имеет ме­сто продажа товара (как это ни странно, авторские права — это своего рода товар), во втором — оказание услуги (передача в поль­зование). Если иностранная компания продает вам авторские права, то это внешнеэкономическая операция, и налога на доход продавца прав удерживать не надо (просто потому, что он не по­лучает никакого дохода с территории России, а только продает туда товар). Если же иностранная компания выдает только ли­цензию на использование прав, сама при этом оставаясь их обла­дателем, то ваши платежи этой компании (роялти) будут считать­ся ее доходом, и вам придется удерживать с них налог. Вторая проблема — отсутствие в российском законодательстве специфи­ческих положений о сделках с авторскими правами. Когда я дока­зываю налоговым органам, что покупка прав у иностранной ком­пании — это внешнеторговая сделка, меня иногда просят предъ­явить таможенные документы на ввоз. Но это же идиотизм, тре-

бовать документы на ввоз прав! (Кстати, как и на «ввоз услуг», чего тоже иногда требуют от налогоплательщиков). Права не мо­гут быть ввезены или вывезены — они по природе неперемещае­мы. Более того, права существуют не в каком-либо определенном месте, они просто существуют. Постарайтесь доходчиво объяснить это налоговому инспектору, если вам предъявят претензии, что Перейти на страницу: 1 2 3 4 5