Если ваш скромный бизнес позволит вам на определенном этапе обзавестись собственной яхтой, то совершенно естественно, что вы ее зарегистрируете не на свое имя, а на оффшорную компанию. Почему? Помимо соображений безопасности и избежания паблисити есть и налоговый резон: многие оффшорные центры предоставляют судам, ходящим под их флагом, очень льготные налоговые условия. Наиболее популярные страны для регистрации яхт: Остров Мэн, Мальта, Панама, Кипр, Либерия, Гибралтар. Вместо полноценных налогов оффшорные судовые реестры взимают необременительную плату за тоннаж или просто пошлину за продление регистрации.
Теперь о занятиях более серьезных, нежели катание на яхте. Если ваш род деятельности связан с торговым мореплаванием, то использование оффшорной компании в качестве судовладельца может так же, как и в случае с яхтой, существенно оптимизировать налоговые платежи. Однако в перерегистрации судна на оффшорную компанию есть несколько тонкостей, о которых надо знать.
Во-первых, не так просто передать судно оффшорной компании, если оно было построено на советской (или российской) верфи. Указ Президента № 1513 от 3 декабря 1992 г. «О мерах по возрождению торгового флота России» устанавливает, что «продажа за пределы Российской Федерации судов морского и «река-море» плавания, построенных на российских судостроительных предприятиях, а также находящихся в эксплуатации, производится по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации». Это означает, что для продажи судна иностранной компании придется обратиться за разрешением в Федеральную службу морского флота. Федеральная служба даст разрешение, если будет продемонстрировано, что продажа судна имеет конечной целью пополнение российского флота. Самая типичная ситу
ация — когда для того, чтобы взять кредит на постройку нового судна на иностранной верфи, пароходству приходится закладывать иностранному банку как строящееся судно, так и несколько своих уже работающих судов. Иностранный банк при этом обычно требует, чтобы залог был оформлен не по Российскому праву и чтобы залогодателем была иностранная компания. Вот и приходится в ответ на требование банка городить огород с оффшорами и продавать этим оффшорам корабли. По ходу замечу, что, в принципе, существуют методы передачи оффшорным компаниям судов и без необходимости идти в Федеральную службу морского флота за разрешением. Не хочу эти методы излишне популяризировать, тем более, что они основаны на весьма тонких деталях, которые вряд ли уложатся в рамки короткого описания.
Во-вторых, в российских портах для судов под иностранными флагами установлены более высокие портовые сборы, нежели для российских судов. Так сказать, ненавязчивый протекционизм. Возникает вопрос: существует ли возможность поднять российский флаг на судне, принадлежащем иностранной компании? В принципе — да. Для этого судно должно быть передано в бербо-ут-чартер российскому предприятию и зарегистрировано в бербо-ут-чартерном реестре. Сложность, правда, состоит в том, что, пока не принят новый Кодекс торгового мореплавания, вопросы бер-боут-чартерной регистрации будут регулироваться различными подзаконными актами и старым Кодексом 1968 г., которые не совсем приспособлены к новым экономическим реалиям.
И, наконец, судно под иностранным флагом не может работать в исключительной экономической зоне России (оно может только проходить транзитом), поэтому когда рыболовные суда переводятся в собственность оффшорной компании, выбирается такая страна, которая бы разрешала двойное флагирование, т.е. давала возможность поднять на судне российский флаг при определенных условиях.