Несомненно, главным ответом на вызов, связанный с освоением новых технологий и усилением глобализации, являются повышение уровня образования и улучшение профессиональной подготовки рабочей силы. В нынешних условиях работники просто вынуждены постоянно учиться и переучиваться. По данным министерства труда США, более половины молодых людей в возрасте 17-27 лет как имеющих, так и не имеющих высшее образование, участвуют в каких-либо программах так называемого образования взрослых, т. е. в программах повышения квалификации. При этом только в 1991 г. около 80% выпускников вузов в возрасте до 27 лет участвовали в подобных программах. Все они в основном негосударственные. По опросам, около 70% американских компаний использовали в конце 90-х годов какие-либо формы профессиональной подготовки, среди крупных компаний таковых - 95%.
Столь широкий охват работников программами профессиональной подготовки во многом связан с тем, что базовое образование, будь то школьное или даже высшее, нередко не поспевает за требованиями технологической революции, а часто и просто находится на весьма низком уровне. В частности, результаты обследований Американской ассоциации управления свидетельствуют: примерно 20% населения по основным показателям грамотности находится на уровне 5 класса средней школы; многие претенденты на работу не выдерживают профессионального тестирования, особенно по математике (в 1996 - 1997 гг. их доля возросла с 19 до 36%). По мнению экспертов Ассоциации, столь резкое ухудшение результатов тестирования связано с возросшими требованиями к общей грамотности и знанию математики.
Необходимо отметить, что государство прилагает серьезные усилия для улучшения системы образования в стране. Особое внимание при этом уделяется высшему образованию; поставлена задача сделать его столь же доступным, как и среднее. Государственные ассигнования и на высшее, и на среднее образование постоянно увеличиваются (в 1999 г. - около 500 млрд. долл.).
Для повышения качества труда, его производительности и адаптивности к новым технологиям многие предприниматели все шире используют нетрадиционные формы организации и стимулирования труда. Речь идет об активном вовлечении работников в процесс принятия управленческих решений, использовании различных схем ротации работников, расширении их полномочий в целях максимальной реализации возросшего образовательного и квалификационного потенциала, а также улучшения социального климата на производстве. Этому же способствуют и программы наделения работников производственными активами предприятий, участие в распределении доходов. По данным Национального центра собственности работников, в начале 2000 г. в США насчитывалось около 10 тыс. компаний, где работники владели частью акционерного капитала. Всего в таких программах (наиболее известны ЭСОП - Employee Stock Ownership Plans, хотя есть и другие), по разным оценкам, участвует от 7 до 10 млн. работников.
Новой тенденцией в демократизации собственности в США является предоставление рядовым работникам права на опционы, т. е. на выкуп части акционерной собственности компании по фиксированным ценам в благоприятное время. Ранее такая практика распространялась только на высший управленческий персонал.
В условиях стабильного экономического роста и увеличивающегося спроса на рабочую силу, прежде всего высококвалифицированную, система оплаты труда в США претерпевает серьезные изменения. Хотя годовой прирост номинальной заработной платы в стране сократился с 5,2% в 1990 г. до 4,2% в 1999 г., значительно расширилось применение других форм компенсации - бонусов, опционов, участия в прибылях и т.д. Как отмечают эксперты консультативной компании "Хьюет Ассошиэйтс", уже 70% всех американских компаний предлагают своим сотрудникам опционы по покупке акций, различные бонусы и социальные льготы, что позволяет удерживать наиболее подготовленную и квалифицированную рабочую силу. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5