В этом мире после 11 сентября граждане богатейших стран особенно остро ощутили необходимость добиться того, чтобы беднейшие страны получили некоторые осязаемые преимущества от глобализации. Возможно, для общества наступил исторический момент, когда важность преодоления глобальной бедности совпадает с его собственной заинтересованностью, готовностью и способностью сделать это.
Фактически нечто подобное, хотя и бессистемно, уже делается. В частности, Международная ассоциация развития предоставляет наиболее бедным странам кредиты на более льготных условиях, чем Всемирный банк. Однако это должно происходить не от случая к случаю, а на более регулярной основе, для чего потребуется создать новый институт или изменить характер работы Всемирного банка. Богатые страны должны поддержать подобную инициативу как средство достижения глобальной стабилизации.
Следующий круг проблем связан с хрупкостью международной экономической системы, что приводит к взаимозависимости стран. В ответ на это необходимо усилить международное сотрудничество, создать новые институты или расширить полномочия действующих, например МВФ. Он не раз играл ведущую роль в оказании помощи странам, переживающим дестабилизацию, например, Мексике в период финансового кризиса 1994 г. и Южной Корее в соответствии с недавним соглашением.
Чтобы заручиться гарантиями против подобных рисков, нужно значительно увеличить ресурсы МВФ, которые растут гораздо медленнее, чем международные финансовые операции. Международное сотрудничество могло бы привести к использованию небольшого налога на валютные операции, который должен сыграть важную роль в ограничении дестабилизирующих валютных спекуляций и одновременно стать источником финансирования международных организаций.
Третья порождаемая глобализацией проблема – ущемление национального суверенитета и независимости политических лидеров – также во многом может быть решена на базе международного сотрудничества, например, путем четкого разграничения полномочий сторон, т.е. национальных правительств и их лидеров, с одной стороны, и международных организаций и многонациональных или глобальных корпораций – с другой. Уже само участие политических лидеров в создании необходимых институтов, занимающихся этими и другими проблемами, связанными с глобализацией, поможет им вернуть ощущение, что они управляют своим будущим и контролируют свои позиции в глобализированном мире.
Сотрудничество между странами и международными организациями могло бы быть полезным для решения и ряда других проблем, в том числе регулирования глобально интегрированных рынков капитала, торговли информационными услугами , а также рынка рабочей силы.
В целом существует много возможных путей сотрудничества для решения проблем глобализации: усиление действующих международных институтов; формирование новых, подобных, например, Всемирной торговой организации, обладающей механизмом наднационального характера для урегулирования спорных вопросов; создание более широких объединений типа ЕС или менее формальных органов типа "Большой восьмерки", региональных структур подобно Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
Так каким же может быть "чистый" результат глобализации, если учитывать все ее плюсы и минусы? Ответ на этот вопрос в решающей степени зависит от характера мировой системы. Если мир охвачен конфликтами, то глобализация будет иметь, видимо, абсолютно негативные последствия. И наоборот, если мир стремится к сотрудничеству, глобализация принесет лишь положительный результат.
В заключение еще раз подчеркнем, что глобальное сотрудничество на основе создания формальных или неформальных международных институтов представляет важный механизм для решения проблем, порождаемых процессом глобализации. С его помощью можно достичь стабильности в глобализованном мире, прийти повсеместно к экономическому росту, контролю рынка рабочей силы, ускорить развитие наиболее бедных государств, а также решить проблемы глобализации, носящие неэкономический характер. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5