Dejj.ru

Мировая экономика

Складские и транзитные зоны (The Store and transit zones)

Самыми древними, а значит, и самыми простейшими являются складские и транзитные зоны. Они возникли на заре нарождающихся международных экономических связей. Им было суждено стать отправной точкой, с которой началась первая стадия в эволюции развития свободных экономических зон. Характеризуя складские и транзитные зоны, американские ученые М. Фразье и Р. Рэн подчеркивают «Это самый древний тип зон, дающих возможность фирмам складировать проверять, упаковывать, маркировать и перегружать

товары в условиях освобождения их от таможенных пошлин и других правительственных сборов. Со времен финикийцев, греков и римлян правительства привлекали торговлю, проводя такую по­литику государственного невмешательства на выбранных террито­риях. Ганзейский союз свободных, зон подтолкнул Север Европы к выводу из тьмы средних веков».

Можно согласиться с М. Фразье и Р. Рэном: Ганза в эпоху свое­го расцвета действительно оказала большое влияние на развитие самых простейших экономических зон в Европе. Летопись сохра­нила схему размещения складских и транзитных зон на водных пу­тях и архитектуру складских помещений того времени. (См. карту-схему ганзейского союза стр. 18).

Секретом ганзейского процветания была дешевизна массовых перевозок. По сей день работает вырытый крепостными графа Лауэбергского еще между 1391 и 1398 годами Эльба-Любекский ка­нал, правда, в настоящее время углубленный и расширенный. В свое время он пришел на смену старому тележному пути из Любека в Гамбург, что впервые и сделало экономически выгодными перевоз­ки сыпучих и других массовых грузов из Восточной Европы в За­падную. Так в ганзейскую эру по каналу доставлялись восточно­европейские продукты питания и сырье - польское зерно и мука, сельдь прибалтийских рыбаков, шведский лес и железо, русский свечной воск и меха. А навстречу им - соль, добываемая под Люнебургом, рейнское вино и гончарные изделия, кипы льняных и шер­стяных тканей из Англии и Нидерландов. Ганзейские парусники сновали вплоть до Лиссабона на западе и Ревеля (Таллинна) на во­стоке. В конце XV века общая грузоподъемность всех судов Ган­зейского союза уже превышала 60 тыс. тонн.

В старых грамотах содержатся сведения о том, что из Любека в Берген ежегодно совершали плавание не менее двадцати судов. Тут их встречали и представители ганзейской «конторы», которые уже знали спрос на привезенное добро и держали на складах готовый товар для обратного странствия. Говоря о Любеке, который ЮНЕС­КО провозгласила объектом мирового наследия, летопись повеству­ет: «Размещались здесь ганзейцы около самой гавани в трех десят­ках вытянувшихся вдоль воды трехэтажных домах, состоявших под охраной сторожевых псов. В каждом таком доме - целый лабиринт складов, конторских комнат, помещений, для лебедки и ворота, а надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля, а при необходимости - оборудовано двойными запорами и устройствами, одно из которых должно находиться в ведении тамо­женного органа Республики Беларусь.