Самой общей причиной контроля за внешней торговлей со стороны государства является то, что правительство каждой страны на первое место, как правило, ставит национальные интересы. Так, ограничения внешней торговли приводят к потерям для всего мирового хозяйства, хотя граждане отдельно, взятой страны могут и выиграть от введения ограничительных мер. Несмотря на то что защита внешней торговли в целом иногда оправдана, ограничительные меры обычно направлены на защиту узких интересов и желание получить некоторые преимущества в настоящем. Аргументы сторонников контроля за внешней торговлей Д. Харвей разделил на три группы.
К первой он отнес причины, основанные на стратегических, политических, социальных и моральных соображениях. Так, поощрение производства стратегических благ объясняется обеспечением сохранения в стране квалифицированной рабочей силы, заводов и технологических знаний, которые могут потребоваться в чрезвычайных обстоятельствах. Использование единого импортного тарифа может сближать страны, а введение таможенных тарифов может быть средством давления на страну.
Ко второй группе относятся экономические аргументы. Например, бремя выплаты пошлины аналогично налоговому и распределяется между производителем и потребителем в зависимости от отношения эластичности спроса и предложения. По этой причине правительство может использовать налог на импортный товар в качестве меры, направленной на улучшение условий торговли. Если спрос на этот товар более эластичен, чем его предложение, то рост цены отразится в основном на производителе, a cбop пополнит государственный бюджет. Для эффективности этой меры необходимо, чтобы: а) страна-экспортер не имела в запасе ни одного освоенного рынка сбыта своего товара; б) ее факторы производства не могли быть использованы для выпуска альтернативных благ; в) снижение поступлений от экспорта в странах-экспортерах не оказывало влияния на спрос на эти товары в стране-импортере, которая вводит данный тариф.
Иногда товары за рубежом продаются дешевле, чем на внутреннем рынке. Такая ситуация может сложиться, если: а) производители получили экспортные субсидии; б) монополия проводит ценовую дискриминацию на внутреннем рынке; в) благодаря растущему сбыту производитель получает экономию за счет убывающих издержек. Первоначально зарубежные покупатели оказываются в лучшем положении за счет более низких цен. Однако если фирма-экспортер пытается монополизировать рынок, вытеснив с него внутренних конкурентов, то правительству страны-импортера придется думать уже о защите своих предприятий и принимать ограничительные меры. К экономическим аргументам целесообразности введения тарифа относят получение дополнительного дохода отечественными производителями в результате возрастающего спроса со стороны покупателей, а также корректировку платежного баланса в случае его временного ухудшения.
К третьей группе аргументов относятся те, которые могут вызвать и негативные последствия. Нередко страны для поддержания занятости в отечественном производстве ограничивают импорт иностранных благ. Однако подобная практика может вызвать ответные меры со стороны страны- импортера, что может сказаться на сокращении мировой торговли. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5