АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН С ПОЗИЦИИ УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТОРГОВЛИ
Один из аргументов в пользу отклонения от свободной торговли вытекает непосредственно из анализа выигрышей и потерь: в случае большой страны, которая может влиять на цены зарубежных экспортеров, пошлина снижает цену импорта и таким образом создает выгоду от улучшения условий торговли. Эта выгода может быть противопоставлена производственным и потребительским потерям, возникающим от искажения мотивов поведения как производителей, так и потребителей. Однако возможен и такой случай, когда выгода от улучшения условий торговли после введения пошлины превышает потери от нее. Таким образом, существует аргумент в пользу пошлины с позиций улучшения условий торговли.
В случае очень маленькой пошлины выгоды от улучшения условий торговли перевесят потери. Таким образом, при малой ставке таможенной пошлины благосостояние страны выше, чем при режиме свободной торговли (рис 10.2).
Однако если ставка вырастет, потери в результате этого могут расти быстрее, чем выгоды, и кривая, отражающая соотношение , станет нисходящей. Запретительная ставка пошлины (Tp yf hbc/ 10/2) сделает страну сравнительно беднее, чем при режиме свободной торговли. Дальнейшее увеличение ставки выше Tp никакого влияния не окажет, и кривая станет пологой. В точке 1 кривой на рис. 10.2, соответствующей ставке пошлины Tp национальное благосостояние максимизируется.
Ставка пошлины Tp, которая максимизирует национальное благосостояние, считается оптимальным тарифом (специалисты условились, что при употреблении этого термина имеется в виду оптимальность с позиции условий торговли, а не в смысле оптимальности любых ее заданных значений). Оптимальная ставка таможенной пошлины всегда положительная, но она меньше, чем запретительная ставка (Tp), при которой всякий импорт прекращается.
Какую политику для экспортных отраслей предопределяет аргумент улучшения условий торговли? Поскольку экспортная субсидия ухудшает условия торговли и, таким образом, однозначно сокращает национальное благосостояние, оптимальной политикой для экспортных отраслей будет отрицательная субсидия, т.е. налог на экспорт, который поднимет цену экспортируемого товара для его иностранных покупателей. Подобно оптимальной пошлине оптимальный экспортный налог всегда положителен, но он меньше, чем запретительный налог, который полностью прекращает экспорт.
политика Саудовской Аравии и других экспортеров нефти заключалась в таможенном обложении их нефтяного экспорта, что приводило к повышению цены для всего остального мира. И хотя цены нефть в середине 1980-х годов упали, трудно утверждать, что Саудовская Аравия стала богаче при режиме свободной торговли.
Наряду с этим аргументом, связанным с условиями торговли, имеет важные ограничения. Большая часть малых стран слабо может влиять как на цены своего экспорта, так и на цены импорта, поэтому для них этот аргумент не имеет практического значения.
АРГУМЕНТ ПРОТИВ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ, СВЯЗАННЫЙ С ДЕФЕКТАМИ РЫНОЧНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
Если оставить в стороне вопросы условий торговли, базовая теоретическая модель для рассмотрения свободы торговли была основана на анализе выигрышей и потерь и использовала аргумент выигрыша для производителя и выигрыша для потребителя. Многие экономисты выступали с критикой свободной торговли, основанной на контраргументе, что эти понятия, в особенности выигрыш для производителя, не дают корректного измерения выгод и потерь.
Почему же выигрыш производителя не измеряет корректно выгоды от производства товара? К ним относятся появление неиспользованной или не полностью используемой рабочей силы, несовершенство рынков труда и капитала, которые не дают ресурсам возможности быстрого перетока в отрасли, приносящие наибольшую отдачу, и сдерживают переток технологии из новых или технологически динамично развивающихся отраслей. Все эти причины могут быть сведены в одну категорию с общим названием дефекты внутреннего рыночного регулирования. Каждый из вышеприведенных моментов демонстрирует пример, как рынок того или иного фактора недостаточно хорошо выполняет свою функцию – рынок труда не способствует размещению рабочей силы, рынок капитала не размещает достаточно эффективно ресурсы капитала и т.д.
Допустим, например, производство некоторого товара приносит определенные знания и опыт, которые служат национальной экономике в целом, но они не могут быть закреплены в собственности фирмами-производителями, которые из-за этого не учитывают эти моменты при принятии решения относительно объемов производства. В этом случае мы имеем дело с предельной общественной выгодой от добавочного производства, которую невозможно измерить через выигрыш для производителя. Такая предельная общественная выгода может служить оправданием для введения пошлин и других инструментов таможенной политики. Перейти на страницу: 1 2 3 4