· Иные правовые условия для инвестирования (наличие законов и подзаконных актов, защищающих права иностранных инвесторов.
2. Контактные или прединвестиционные риски:
· Длительность и эффективность переговорного процесса;
· Процесс согласования и одобрения контрактных условий, а также наличие и эффективность институтов, надзирающих за соблюдением сторонами условий, оговоренных в заключенных контрактах;
· Возможность найти соответствующего местного партнера;
· Существующая система оценки вкладов в уставный фонд вновь создаваемого предприятия, осуществляемых в виде оборудования, технологии, ноу-хау, сырья, материалов и пр.
· Правовая основа защиты интеллектуальной собственности, в том числе вопросы трансферта (перевода) технологий.
3. Операционные или постинвестиционные риски:
· Процедура и длительность процесса принятия решения по вопросам прибыли и её распределения;
· Вопросы организации менеджмента, в том числе как инфраструктуры инвестиционного проекта, управления персоналом, финансового менеджмента;
· Доступность и длительность процедуры приобретения местного сырья;
· Маркетинг местного рынка;
· Доступность квалифицированной местной рабочей силы;
· Общественная безопасность, в том числе для иностранного персонала, работающего в данной стране.
Каждая компания, исходя из собственной стратегии инвестирования, своего места в конкурентной борьбе и т.д. самостоятельно оценивает пакет инвестиционных рисков и осуществляет инвестиции в ту или иную страну. Можно отчетливо провести различие между подходом компаний из западных стран и стран, и стран активно развивающихся в индустриальном отношении в последние несколько десятков лет.
Каково же ситуация в Узбекистане?
Известно, что инвестиционный климат в любой стране зависит прежде всего от политической стабильности. Именно этот фактор дает возможность инвестору тщательно планировать свою деятельность, ориентироваться не на сиюминутную прибыль, а н реализацию долгосрочных инвестиционных планов. Важнейшей особенностью инвестиционного климата в Узбекистане как раз и является то, что он остается наиболее стабильным государством во всем Центрально-азиатском регионе.
Важным фактором является и макроэкономическая стабильность, проводимая руководством страны. Узбекистан установил тесные деловые отношения со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эти отношения построены на взаимном уважении и стремлении конструктивно решать общие задачи.
Всемирный банк уже начал предоставлять займы по поддержке институциональных преобразований, а также платежеспособности национальной валюты Узбекистана и ведет переговоры по условиям предоставления займов, направленных на постприватизационную поддержку предприятий и поддержку структурной перестройки финансового сектора. Международный валютный фонд также начал предоставление средств на поддержку платежного баланса в рамках СТФ, а также кредита Стенд-бай.
Плодотворные и конструктивные отношения Узбекистана с этими организациями являются для иностранных инвесторов главной гарантией необратимости осуществляемых в республике экономических преобразований.
Важным фактором инвестиционного климата становится в последнее время система льгот и стимулов, создаваемая для иностранных инвесторов. Различные страны исповедуют свой путь и систему предоставляемых инвесторам льгот и преференций. Формирование рыночной инфраструктуры и правовой среды представляет собой процесс, который требует определенного времени. Поэтому многие вводят в качества временных мер отдельные льготы и стимулы для иностранных инвесторов, чтобы сформировать благоприятную инвестиционную среду в собственной стране.
Тенденцией последних лет является то, что не только развивающиеся и постсоциалистические, но и развитые страны предоставляют все больше и больше льгот для иностранных инвесторов. Это является признаком той конкуренцией за капитал н мировом рынке, о которой мы говорили выше. Развитые страны стремятся в большей степени использовать финансовые льготы, в то время как развивающиеся и страны с переходной экономикой ориентированы, прежде всего, на фискальные льготы.
Существуют разные подходы к определению фискальных и финансовых льгот. С нашей точки зрения, подход, предлагаемый ЮНКТАД (UNCTAD) является наиболее верным.
В соответствии с этим подходом к фискальным льготам относятся:
· налоговые каникулы, когда предприятия на определенный срок освобождают от уплаты одного или нескольких (а иногда и всех) налогов; Перейти на страницу: 1 2 3 4 5