Механизм избежания двойного налогообложения
В соглашениях об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, заключенных Российской Федерацией (СССР), используются два основных механизма устранения двойного налогообложения: зачет налога, уплаченного в другом договаривающемся государстве при определении налоговых обязательств в стране постоянного местопребывания, и освобождение от налогообложения доходов, налогообложение которых было произведено в стране-источнике. В подавляющем большинстве соглашений предусматривается применение зачетного метода.
В Типовом соглашении ст. 21 «Устранение двойного налогообложения» содержит следующие нормы: «Если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход, который, в соответствии с положениями настоящего Соглашения, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в этом другом Договаривающемся Государстве, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в первом упомянутом Договаривающемся Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Договаривающегося Государства на такой доход, рассчитанную в соответствии с его налоговым законодательством и правилами». Аналогичную формулировку содержит Приложение к Протоколу «Об унификации подхода и заключение Соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества» от 15 мая 1992 г., Соглашение РФ — Республика Польша от 22 мая 1992 г. и ряд других соглашений, заключенных после 1992 г.
Соответствующая статья в соглашениях, заключенных СССР, как правило, имела следующий вид: один из пунктов содержал указание > на то, что применительно к СССР двойное налогообложение устраняется в соответствии с законодательством СССР, а другие пункты содержали нормы, регламентирующие конкретный механизм устранения двойного налогообложения для лиц с постоянным местопребыванием в другом договаривающемся государстве, осуществлявших деятельность и (или) владевших имуществом на территории СССР.
Типичные для этого периода формулировки содержало Соглашение СССР — Финляндская Республика от 6 октября 1987 г. Применительно к Финляндии (к лицам с постоянным местопребыванием в 1 Финляндской Республике) двойное налогообложение устранялось следующим образом: если у лиц с постоянным местопребыванием в Финляндии имелся доход, который в соответствии с положениями Соглашения подлежал обложению налогами в СССР, из налога, уплачиваемого с дохода этого лица в Финляндии, вычиталась сумма, соответствующая налогу, уплаченному с дохода в СССР. Однако размер вычета не должен был превышать той части налога, рассчитанного до вычета, который относится к доходу, подлежащему налогообложению в СССР (п. 2 ст. 14).
Более сложный механизм устранения двойного налогообложения предусматривало Соглашение СССР — ФРГ от 24 ноября 1981 г. Применительно к лицу с постоянным местопребыванием в Федеративной Республике Германии двойное налогообложение устранялось следующим образом:
«а) в случаях, в которых не применяются положения подпункта «Ь», из основы исчисления налогов Федеративной Республики Германии исключаются доходы Союза Советских Социалистических Республик и находящееся в Союзе Советских Социалистических Республик имущество, которые, согласно настоящему Соглашению, могут облагаться налогами в Союзе Советских Социалистических Республик. Однако для Федеративной Республики Германии сохраняется право учитывать исключенные таким образом доходы и имущество при определении налоговой ставки;
Ь) в случае, когда Союз Советских Социалистических Республик может облагать налогами доходы в соответствии со ст. 7, 8 и 16 настоящего Соглашения, то уплаченные в Союзе Советских Социалистических Республик налоги в соответствии с положениями налогового законодательства Федеративной Республики Германии засчитываются при обложении этих доходов подоходным налогом и налогом с корпораций» (п. 1 ст. 19).
В Протоколе к этому Соглашению отмечалось, что, если юридическое лицо с постоянным местопребыванием в ФРГ использует доходы, получаемые из источников в СССР, для выплаты дивидендов, то положение п. 1 ст. 19 не исключает взимание налога с корпораций в соответствии с предписаниями налогового законодательства ФРГ (см. Протокол,п.8). Перейти на страницу: 1 2 3