Характерной особенностью таможенной статистикой внешней торговли является то, что она опирается на содержание первичных документов (представляющих ее документальную основу):
¾ предъявляемых участниками внешнеэкономических связей независимому от них контролирующему ведомству;
¾ содержащих официально декларированные данные о перемещаемых через таможенную границу товарах.
Согласно ТК РФ, с момента оформления принятия грузовой таможенной декларации (ГТД) от декларанта таможенным органом она становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Будучи удостоверенными таможенным органом, принявшим ГТД к оформлению, данные, содержащиеяся в последней, после фактической документальной проверки, сопряженной (по усмотрению должностного лица таможенного органа) с физическим досмотром предъявленного к таможенному оформлению товара, могут формировать объективную и достоверную картину внешней торговли страны. Эта картина есть отражение статистического учета, а именно:
¾ покидание
товаром пределов таможенной территории Росии - при экспорте;
¾ попадание
товара в пределы таможенной территории Росии - при импорте.
В развитие положений ТК РФ действует "Инструкция о порядке заполнения ГТД". В ней содержатся указания о порядке заполнения в том числе граф ГТД, которые должны формировать таможенную статистику внешней торговли.
Перечень таких показателей приведен в Методологии таможенной статистики внешней торговли РФ. В их число входят следующие показатели:
1. отчетный период;
2. напраление товаропотока (ввоз или вывоз);
3. страна происхождения (при ввозе);
4. страна назначения (при вывозе);
5. статистическая стоимость;
6. код и наименование товара по ТН ВЭД СНГ;
7. вес нетто;
8. код и наименование дополнительных единиц измерения;
9. количество по дополнительным единицам измерения;
10. вид таможенного режима;
11. категория отправителя (получателя) товара;
12. регион (республика, край, область, города Москва или Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ)
При формировании и выпуске данных статистики внешней торговли РФ отсутствует ведомственное влияние.
Такое влияние на таможенные органы России исключено, поскольку:
¾ контроль за перемещением товаров через таможенную границу страны осуществляется общегосударственным контролирующим ведомством, независимым от участников внешнеэкономических связей;
¾ заполнение ГТД осуществляется самими участниками внешнеэкономических связей либо уполномоченными и таможенными брокерами, действующими на договорной основе;
¾ ГТД обладает универсальным статусом, поскольку является не только базовым документом, служащим для формирования таможенной статистики внешней торговли, но и юридическим документом, являющимся основанием для осуществления таможенного контроля, а также и финансовым документом, определяющим взаимоотношения участников внешнеэкономических связей с федеральным бюджетом.