Несмотря на то, что торговля теоретически выгодна для страны, может сложится ситуация, когда правительство решит, что жертвовать интересами отечественных производителей в пользу потребителей – слишком жирно для потребителей, или наоборот, когда необходимо срочно поднимать падающие рейтинги, правительство «выбрасывает кусок» потребителям в ущерб производителям. Подобная деятельность осуществляется с помощью таможенных тарифов и нетарифных методов как то: квоты, добровольное ограничение торговли, демпинг и другие. Всё вместе это называется «протекционизм».
Таможня даёт «добро».
Введение государством таможенного тарифа показано на рисунке I.4.1.1
Рисунок I.4.1.1
|
Пусть в некотором государстве производятся автомобили. Линии спроса и предложения пересекаются в точке А. Однако, во всех нормальных странах автомобили такого же качества продаются не по той цене, которая соответствует точке А, а по 6000 долларов. Естественно, что при условии свободной торговли жители этой страны, какими бы патриотами они не были, будут покупать не только и не столько отечественные автомобили, сколько зарубежные, при этом цена на внутреннем рынке сравняется с мировой ценой (при условии свободной торговли!) и составит 6000 долларов. При этой цене внутренние производители смогут предложить только Qs автомобилей, а потребители захотят купить Qd авто. Разница Qd - Qs покрывается за счёт импорта. При этом, как отмечалось выше, выигрывают потребители и проигрывают производители. Представим теперь, что по каким-то причинам правительство решило поддержать отечественных производителей и не поддерживать отечественных потребителей и ввело налог на ввозимые в страну автомобили в 20% от их стоимости, в результате чего цена на них на внутреннем рынке выросла до 7200 долларов.
Следствием этого деяния будут:
- сокращение импорта до Q`d – Q`s;
- отечественные производители станут больше производить на величину Q`s – Qs;
- отечественные потребители станут меньше потреблять на величину Qd – Q`d;
- государство получит доход, величина которого равна площади прямоугольника EFHI;
Итак, потребители стали покупать меньше автомобилей по более высокой цене, но т.к. импорт сократился, а производство отечественный автомобилей выросло, то очевидно, что потребители станут покупать больше отечественных авто и меньше импортных. Таким остроумным способом государство напоминает своим гражданам о патриотизме, коль скоро сами они о нём забывают. Но насколько удачен этот способ?
Так как цена выросла, то излишек производителей увеличился на величину площади трапеции LECJ – это выигрыш производителей (рента). Государство получило доход в виде прямоугольника EFHI – эти деньги тоже не совсем потеряны для общества. Однако излишек потребителей уменьшился на величину площади трапеции LFGJ. Таким образом, чистые потери для общества составляет сумма площадей затенённых областей А и В ( SLFGJ – SLECJ –
SEFHI), которые оплачивает потребитель.
Спор о том, вредны или нет тарифы, существует столько, сколько существуют сами тарифы. Основным и самым весомым аргументов противников тарифов – тот, что они неэффективны. Таможенные тарифы действительно неэффективны, и мы это показали. И несмотря на неэффективность, у них находятся и сторонники не только из корысти, но и совершенно искренне полагающие, что тарифы могут быть полезны. Их основные аргументы:
- необходимо поддерживать тех производителей, которые могут быть неэффективны, но которые составляют «хребет» общества, способствуя его стабильности, например, выращивание микки-маусов в штате Канзас не является высокорентабельным производством, гораздо дешевле ввозить их из России, но микки-маус – символ Америки и не может быть ввезён из-за рубежа; Перейти на страницу: 1 2 3