Dejj.ru

Мировая экономика

Не пущать!

- требуется обуздать, наконец, обнаглевших богачей и ввести такой тариф на ввоз «Роллс-Ройсов», чтобы даже крылышко со скульптурки на его капоте стало им не по карману;

- пора бы уже самим производить хоть что-нибудь, но как это сделать, когда во всём мире это что-то производится уже давным-давно, технология отлажена и издержки минимальны, а чтобы хотя бы просто начать производство, не говоря о выпуске конкурентоспособных товаров, требуются значительные траты. Чтобы выровнять положение и поддержать молодые развивающиеся отрасли, необходимо ввести таможенные тарифы;

- и т.д.

Остаётся добавить, что помимо импортных существуют ещё и экспортные тарифы. Они вводятся в основном в том случае, когда государство по каким-либо соображениям удерживает внутренние цены на какой-то товар ниже мировых, и с этой целью субсидирует производителей этих товаров. Чтобы эти субсидии не оседали тяжким грузом в карманах производителей в виде дополнительной прибыли от проданного за границу товара по цене ниже мировой, вводится таможенный тариф на экспорт.

И чтоб никто не догадался…

Искушение регулировать поток импорта в страну посредством такого мощного средства, как тарифы всегда было настолько сильным для всех государств, что грозило вообще парализовать международную торговлю. Поэтому в послевоенные годы было принято ГАТТ (Генеральное соглашение о торговле и тарифах) или GATT (General Agreement on Tariffs and Trade), которое со временем стало серьёзной силой по ограничению тарифной деятельности государств и правительств. В результате переговоров в рамках ГАТТ ставки тарифов сильно сократились и продолжают сокращаться. Однако поводов для оптимизма пока нет.

Дело в том, что помимо таможенных тарифов в руках протекционистов остаётся немало эффективных средств для проведения своей политики. Они в гораздо меньшей степени могут быть проконтролированы международными организациями, чем тарифы, и потому пользуются в последнее время широкой популярностью. Одно из самых сильнодействующих таких средств – квоты.

«Квотирование (контингентирование) представляет собой ограничение в количественном или стоимостном выражении объёма продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны за определённый период. Как правило, квотирование внешней торговли осуществляется путём её лицензирования, когда государство выдаёт лицензии ан импорт или экспорт ограниченного объема продукции и одновременно запрещает нелицензированную торговлю.» На первый взгляд квоты мало чем отличаются от тарифов: и там и здесь происходит ограничение импорта со всеми вытекающими последствиями. Насколько квоты более опасный инструмент, становится ясно, если представить себе ситуацию, когда нерезидент (субъект, облагаемый налогом в другой стране) хочет подарить единицу товара, подлежащего квотированию, сверх отпущенной квоты. Он не может этого сделать. Таким образом, если при введении тарифа связь между мировым рынком и внутренним остаётся, и при снижении мировых цен снизятся и внутренние цены, несмотря на тариф, то при квотировании эта связь обрывается полностью: чтобы ни происходило на мировом рынке, количество товара внутри страны, а следовательно, и его цена, будет неизменно.

Ещё более коварным средством регулирования ввоза товаров являются так называемые добровольные ограничения экспорта. Ярчайший пример такого ограничения – это договорённость правительств США и Японии, принятая в конце 1970-х годов о добровольном ограничении Японии экспорта автомобилей в США. Коварство этой меры заключается, во-первых, в том, что официально никаких нарушений международных соглашений нет. Добровольное ограничение экспорта – сугубо внутреннее дело: кто сколько хочет, столько и продаёт; никто не вправе заставить Японию продавать США больше автомобилей, чем она хочет им продать. Во-вторых, государство, которое сокращает импорт таким образом, при всех потерях ограничения импорта теряет, кроме того, тарифные поступления (если бы оно ввело тариф) и лицензионные отчисления (если бы оно ввело квотирование), т.е. оно не получает ничего из того, что могло бы получить, применяя другие методы. Что касается добровольности экспортных ограничений, то она скорее похожа на насмешку над международным сообществом, поскольку такие соглашения, как правило, достигаются либо под политическим давлением (вплоть до военной угрозы), либо под страхом применения более суровых мер, например, возбуждения антидемпингового расследования. Перейти на страницу: 1 2 3