Крупнейшими внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись:
Среди стран дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998 году приходилось 9,7% объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия (4,4%), Нидерланды (4,3%), Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%).
Из числа ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля во внешнеторговом обороте РФ в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) и Казахстан (3,3%).
В 1999 году общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрд долларов США. При этом на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов, а чисто «российская» задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10).
Импорт товаров и услуг представляет собой первое звено связи с внешним миром.
Экспорт представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю национальную экономическую систему с зарубежными странами.
Средства, полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг, проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг внутренним семейным хозяйствам, фирмам и государству в лице правительства. Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от продажи национального продукта (12).
Новая стратегия ВЭД (внешняя экономическая деятельность) была разработана в середине 1992 г. с учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного средства во внешнеторговых операциях.
Особо следует остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Высокая интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.
Среди ограничений, налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран – членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие России в списке стран с государственной системой торговли (7).