строили дальнейшие планы разгосударствления и акционирования,
рассчитывая пустить в продажу акции и госпакетов акций,
закрепленных в госсобственности в нефтяных и других отраслях.
Именно под влиянием этой эйфории возникла уверенность, что можно
перечислить в бюджет 9 трлн. руб. от приватизации.
Планов было много. Им не суждено было сбыться. В конце осени
фондовый рынок неожиданно рухнул. И не сумел подняться даже на
треть от прежних показателей до июня 1995 г. Тяжелейшая стагнация
воцарилась в первом полугодии. Оно было потрачено на то, чтобы
хотя бы устоять на ногах, подготовиться к лучшим временам.
Попыткам ГКИ приблизить их мешал парламент, который выступал
резко против реализации ценных бумаг нефтяных АО.
То была не единственная причина неудач в прогнозах. В
конце 1994 г. все международные новые рынки потряс мощнейший
непредвиденный кризис в финансовом секторе Мексики. Оказалась
втянутой и Россия. Напуганные мексиканскими событиями
зарубежные инвесторы не только не пошли в российскую экономику.
Они начали в массовом порядке сбрасывать "вэбовки",
"еврооблигации", другие бумаги Минфина. Страхов добавил также
"фактор Полеванова", потребовавшего национализировать ( и
поддержанного в парламенте ) ряд приватизированных отраслей, что
тут же вызвало сброс, но уже акций многих российских АО. Не
прибавила оптимизма война в Чечне, вызвавшая сомнения в
способности российских властей отвечать по своим обязательствам.
Однако " план 9 трлн. " оставался, и ГКИ нужно было срочно
что - то сделать для его выполнения. В мае 1995 г. вышел указ
президента, который потребовал от правительства резко сократить
госдолю в смешанных АО, чтобы стало возможным продать на рынке
больше акций, чем намечалось ранее.
Радикально была снижена выкупная цена на землю, занимаемую
предприятиями. До мая она в 200 раз превышала годовой земельный
налог. У производств просто не было таких средств. Президентским
указом цену уменьшили до 10-кратной. Процесс выкупа участков
сразу пошел очень интенсивно. Около 1,5 тыс. предприятий стали
землевладельцами. Особенно малые и средние. Крупным трудней
мобилизовать необходимую сумму. То есть удалось добиться того,
чего не сумели в 1992-1994 гг. Правда, и сегодня приходится
преодолевать ожесточенное сопротивление в Госдуме, где готовится
Земельный кодекс, прямо запрещающий куплю-продажу земли.
В дополнение к этим двум источникам поступлений от
приватизации в федеральный бюджет Госкомимущества сумел в апреле
собрать с регионов их планы-графики продаж акций, согласовать и
утвердить со всеми субъектами Федерации. Речь идет о примерно 6
тыс. предприятий, 80% из которых уже проданы.
В отличие от реализации земли под производствами, которую
указ запустил немедленно, для раскрепления госпакетов
требовалось специальное постановление правительства.
Категорически против выступали ряд отраслевых комитетов и
ведомств. Процесс шел очень трудно и вместо июля завершился лишь
в сентябре.
Средства от продажи земли остаются в основном в местных
бюджетах, что уменьшило поступления в федеральную казну. В
августе ситуация стала просто критической для ГКИ:
запланированных доходов от приватизации не набиралось. Ни от
реализации участков, ни 6 тыс. предприятий, ни госдолей в АО.
В августе начался некоторый подъем на рынке ценных бумаг,
который быстро угас из-за полной непредсказуемости результатов Перейти на страницу: 1 2 3