С самого начала приватизации в России предусматривалась
возможность участия в этом процессе инокапитала, прежде всего
из-за отсутствия средств у отечественных собственников. При этом
предусматривалось установить одинаковый правовой режим для
иностранных и отечественных инвесторов. Однако в действительности
права иностранных субъектов были ограничены, в результате чего их
участие в приватизации весьма незначительно. Например, во
Владимирской области одно чисто иностранное предприятие и два
предприятия с иноинвестициями, причем участие в инвестиционных
торгах по приобретению акций приватизируемых предприятий.
Недостаточная заинтересованность иностранных инвесторов
объясняется тем, что механизм приватизации плохо согласован с
рядом нормативных документов Госимущества России по процедуре
приобретения иностранцами приватизируемых предприятий.
Трудности участия иностранных инвесторов можно показать на
конкретном примере. В августе 1993 г. во Владимирской области
сгорел цех акционерного предприятия "Мещералес', у которого 44 %
акций еще не были проданы Фондом имущества. Дирекция предприятия
обратилась к итальянской фирме "Интертранспортс центр С.п.А." с
предложением восстановить цех с внедрением там новых технологий в
обмен на приобретение нереализованных акций. Но для осуществления
этой сделки итальянской фирме потребовалось прежде всего согласие
местных органов власти на продажу ей 44 % акций. Кроме того ,
областной фонд имущества потребовал от иностранного инвестора
заключение международного аудита о состоятельности итальянской
фирмы (хотя все необходимые документы, подтверждающие ее статус.
были представлены), разрешение Министерства Финансов РФ на
приобретение приватизационных чеков, и еще пять требований. Все
это заставило итальянскую фирму отказаться от участия в торгах и
искать другие, менее легитимные, но вполне нормальные с точки
зрения здравого смысла пути участия в приватизации. В результате
указанный пакет акций по просьбе иностранного инвестора был
приобретен российской посреднической организацией под его
финансовые гарантии. Это позволило инвестору избежать излишних
формальностей и неоправданных платежей и к удовлетворению всех
заинтересованных сторон быстро решить возникшие проблемы по
участию иностранного капитала в восстановлению цеха.
После выполнения инвестиционной программы итальянской
фирмой "Мещералес" стала называться "Интермещералес" и приняла
решение об увеличении размера уставного капитала. Казалось бы,
операция простая и не требует особых затрат и усилий инвестора.
Но на деле получилось не так. Для официальных регистраций всех
изменений в Уставе "Интермещералес" и получения прав на
беспошлинный ввоз технологического оборудования в счет уставного
капитала, потребовалось 19 видов различных документов. Документы
не рассматриваются параллельно, а только последовательно, что
затягивает процедуру на три-пять месяцев. Такая
заформализованность препятствует расширению участия иностранных
инвесторов в экономической деятельности.
Но не смотря на проблемы, связанные с приватизацией,
иностранные инвесторы с пристальным вниманием следят за
перипетиями приватизации, всеми ее падениями и взлетами. До
осени 1994 г. рынок ценных бумаг в России был на большом
подъеме. В Госкомимущества любовались на новые фондовые пики, Перейти на страницу: 1 2 3