Отдача на откуп иностранным предпринимателям разработки природных ресурсов, возможно, выпуска тех товаров, производство которых запрещено в промышленно развитых капиталистических странах и т.д. и т.п. может таить в себе серьезную опасность для окружающей среды в отдельных регионах страны. Примером может служить хотя бы загрязнение окружающей среды в районе дельты р. Нигер из-за бесконтрольной деятельности иностранных нефтедобывающих компаний и. соответственно, обострение здесь социальной напряженности.
Поэтому перед осуществлением широкомасштабного привлечения иностранных инвесторов в экономику необходимо воспользоваться опытом ряда стран, разработавших «нормы поведения» для иностранных вкладчиков капитала. Примером могут служить действующие в ЮАР «Принципы Салливана»13. Для Нигерии наиболее важно определить требования к инвесторам касательно реинвестиций в ее экономику, компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде, участие широких слоев общественности в принятии решений по вопросам, относящимся к окружающей среде.
Как отмечалось выше, реформы, которые необходимо провести для приспособления экономики Нигерии к процессам глобализации, подобны реформам, уже проводившимся в стране. В частности, многие их требования идентичны положениям Программы структурной перестройки, которая была принята в Нигерии в середине 1986 г.
Непоследовательность в проведении Программы, а также разногласия с МВФ, под эгидой которого она осуществлялась, привели к весьма скромным результатам. Попытка вернуться в середине 90-х годов к осуществлению некоторых ее положений в рамках реализации предложений ВТО также имела крайне ограниченный итог.
По мнению ряда нигерийских и зарубежных экономистов, перед началом реализации курса реформ необходимо задаться конкретными перспективными показателями. Несомненно, в условиях Нигерии - это Программа «Vision 2010», которая дает основные направления и ориентиры экономического развития. Однако «Vision 2010» нуждается в серьезной переработке, как с точки зрения конкретных перспективных показателей, так и сроков ее реализации в целом, поскольку то скромное экономическое наследие, которое оставил правительству О. Обасанджо военный режим, не позволяют даже частично реализовать намеченные цели. Кроме того, в переработанной программе должны содержаться подходы к проведению в жизнь тех направлений экономической политики, которые обеспечат:
- рост благосостояния, базирующийся на многоуровневой экономике;
- плановое развитие трудовых ресурсов;
- расширение приватизации, при которой правительство выступит в качестве наблюдательного и регулирующего органа, а не субъекта, непосредственно вовлеченного в управление тем или иным предприятием;
- стимулы для инвестиций в технологические производства, техническое образование;
- стимулы для инвестиций в информатику;
- плановое наделение регионов экономической властью;
- немедленную интеграцию неформального сектора экономики с целью увеличения сбора налогов, а также другие, признаваемые необходимыми меры.
По моему мнению, расширение потоков зарубежных портфельных капиталовложений и прямых иностранных инвестиции, наглядно показывает все более важную роль импорта капитала. Для Нигерии он является основным способом ослабления хронического дефицита внутренних накоплений, прежде всего инвалютной его части, выравнивания острых социальных диспропорций, улучшения критического положения в области обеспечения продовольствием и занятости населения.
Приложение 1
Долг Нигерии
Источник: International Monetary Fund Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7