Dejj.ru

Мировая экономика

Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению

4)относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

5)отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей;

6)осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов;

7)возможность получения сверхприбыли.

Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном валовом внутреннем продукте всех «новых мировых рынков» доля России составляет более 25%. Причем это единственный нарождающийся рынок, где есть своя космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам, у России больше природных ресурсов «10,2 трлн. долл.», чем у Бразилии «3,3 трлн. долл.», Южной Африки «1,1 трлн. долл.», Китая «0,6 трлн. долл.» и Индии «0,4 трлн. долл.» вместе взятых.

Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в «новые рынки» составляет всего 0,5% .Остальные 99,5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся страны и НИС.

Как свидетельствует зарубежный опыт, одним из важнейших факторов по привлечению иностранного капитала является наличие благоприятной правовой обстановки, стабильной законодательной базы, обеспечивающей условия максимально эффективной защиты интересов инвесторов.

Современную правовую базу для иностранных инвестиций в России составляют более 30 законов и равнозначных законам указов Президента. Действует также ряд конкретных ведомственных инструкций.

Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов страны. Но на практике такие ограничения существуют.

Весьма важным компонентом инвестиционного климата является налоговый режим.

России пока сохраняется весьма сложная и тяжелая система налогообложения. В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в России» и другими законодательными актами предусмотрена возможность льготного налогообложения для частного иностранного капитала, который осуществляет приоритетные инвестиционные проекты.

По оценкам иностранных предпринимателей, отношение российских властей к зарубежным инвестициям декларативно чрезвычайно благоприятное, фактически же стимулы и гарантии для иностранных инвестиций не удовлетворяют интересы иностранных инвесторов. Власти не могут ни адекватной структурной политики, ни долгосрочных льгот (по налогам, таможенному режиму, реинвестированию, репатриации прибылей и др.). Кроме того, они постоянно меняют «правила игры» в зависимости от изменения экономической и политической ситуации.

Общей стабилизирующей основой инвестиционного климата является то, что Россия на протяжении ряда лет имела положительное сальдо внешнеторгового баланса (1993-1999гг.).

В стране действуют международные и российские организации, занимающиеся вопросами содействия инвестициям в экономику России: Госинкор, Российская финансовая корпорация, Росзарубежцентр и др. Однако информационное обслуживание инвесторов и всех, кто хотел бы работать на российском рынке, все еще не находится на должном уровне. Для улучшения этой ситуации в середине 90-х гг. создан Российский центр содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики. Используя зарубежный опыт, эта организация предполагает привлекать инвестиции по всему миру с помощью сети специальных инвестиционных агентств, которые работают по аналогии с продажей товаров: изучают потребности инвесторов, предоставляют всю необходимую информацию для принятия решений, помогают заключать контракты, оказывают поддержку после «продажи» инвестиций. В том же направлении будет работать и Международный инвестиционный союз (МИС), одним из инвесторов которого выступил Российский центр содействия иностранным инвестициям. Функционирует Консультативный совет по иностранным инвестициям. В его состав входят 25 руководителей западных крупнейших компаний, инвестирующих в Россию («Пепсико», «Пратт энд Уитни» и др.). Перейти на страницу: 1 2 3