Решать эту проблему с помощью строго централизованных бюджетных источников и фондов министерств невозможно. Однако в условиях перехода к рыночной экономике промышленным предприятиям удается формировать некоторые средства за счет разгосударствления. Кроме того, на инновационную и научно-техническую деятельность в отдельных случаях выделяются централизованные (хотя и небольшие) средства как из федеральных, так и из местных бюджетов. Основную же долю средств необходимо обеспечивать за счет капитала предприятий (товаропроизводителей). Однако его накопление в настоящее время происходит в основном в сфере обращения и в весьма малой степени затрагивает производство, за счет чего в рыночной экономике, как правило, обеспечивается самовозрастание капитала.
В связи с этим необходимо искать новые подходы к инновационно-инвестиционной политике и механизмам ее реализации, а также формам воздействия государства на процессы, происходящие в этой сфере.
Одним из таких подходов для предприятий может быть особая форма инвестирования – лизинг, который является на данном этапе развития экономики единственной перспективной формой долгосрочного привлечения инвестиций. Для предприятий сейчас главное - выбрать приоритетные нововведения, которые в короткий срок обеспечили бы ему успех.
Улучшению условий развития в России импортного и экспортного международного лизинга способствует письмо Государственного таможенного комитета РФ от 20 июля 1995 г. № 01-13/10268 «О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений», которое предусматривает частичное освобождение объектов международного финансового лизинга, ввозимых на время на территорию РФ, от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате при выпуске продукции для свободного обращения или при вывозе в соответствии с таможенным режимом экспорта (периодические таможенные платежи).
При общей положительной оценке вышеуказанного письма следует заметить, что оно предполагает обязательный возврат имущества, ввезенного (вывезенного) по лизинговому соглашению, т. е. отождествляет лизинговые и обычные арендные отношения. На практике же при лизинге имущество часто становится собственностью пользователя и второй раз границу не пересекает.
Развитию международного лизинга способствовало принятие следующих нормативных документов:
• Закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле»;
• инструкция ЦБ РФ от 26 июля 1995 г. «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары»;
• письмо ЦБ РФ от 15 ноября 1995 г. № 208;
• положение ЦБ РФ от б октября 1997 г. № 527 «О порядке привлечения и погашения резидентами Российской Федерации финансовых кредитов и займов в иностранной валюте от нерезидентов на срок свыше 180 дней»;
• Методические указания (рекомендации} по проведению международных лизинговых операций.
Следует отметить, что последний из указанных документов является наиболее обстоятельным в области регламентации вопросов международного лизинга. Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10