местным региональным таможням право устанавливать льготы на ввоз
и вывоз продукции, а частьполученных от этого доходов оставлять в
местный бюджет.
В-шестых, необходимо создать понятную и работающую структуру
фондового рынка, установить жесткие правила игры для его
участников.
В-седьмых, в значительной мере проблемы могут быть решены
участием в проектах отечественных инвестиционных банков, но для
этого необходима отлаженная работа банковской системы, надежные и
сильные банки, а также четкие и рассудительные меры ЦБ РФ.
В-восьмых, для эффективного использования инокапиталов в
национальной экономике России должен быть определен перечень
приоритетных отраслей промышленности, требующих инвестиций,
причем и на правительственном, и на региональном уровне.
Все это будет способствовать увеличению притока и повышению
эффективности использования иностранных инвестиций с целью
ускорения структурной перестройки нашей экономики и выхода из
кризиса.
Но следует положительно оценить те усилия Минэкономики,
которое оно уже предприняло для создания благоприятного
инвестиционного климата в России. По оценкам, экономика России в
состоянии в ближайшие 10-15 лет поглотить 200-300 млрд. долл.
капвложений в реконструкцию и модернизацию производства в
соответствии с требованиями мирового и внутреннего рынков.
Но мешают отсутствие финансовой стабильности, высокие цены,
риски, трансакционные издержки, характерные для периодов
хозяйственной ломки и формирования новой экономической системы.
Отсутствуют действенные стимулы вкладывать капиталы в
производство, инфраструктуру, долгосрочные проекты.
Минэкономики и правительство в целом прекрасно понимают это. В
программе второго этапа реформ, как указывают представители
ведомств, проблемы инвестиций, структурной перестройки
поставлены во главу угла.
Государственные мероприятия по привлечению инвестиций можно
свести в две группы. К первой относятся действия, направленные на
снижение темпов инфляции, рисков для иностранных инвесторов в
России и гарантированные выплаты по внешним долгам. В октябре
1995 г. за первую половину месяца инфляция составила 2,4%
против 15,8% в октябре 1994 г. Это оценивается как
качественный перелом: впервые за последние годы нет
традиционного осеннего всплеска цен. Белый дом выдерживает
жесткую финансовую политику, не прибегая к кредитам со стороны
Центробанка. Но то, какой он и правительство уже закачали в
экономику потенциал инфляции, осталось за кадром.
К другой группе относятся шаги правительства и парламента,
которые снизили налоги на иноинвесторов и облегчили таможенные
условия. Упоминались законы о концессиях, разделе продукции,
которые находятся на рассмотрении депутатов. Уже полтора года при
премьере действует совет по инвестициям с участием 25
крупнейших иностранных компаний и банков. Он собирается один раз
в шесть месяцев и дает рекомендации для Белого дома. А кабинет
министров старается их выполнять. Так, был отменен (с 1.1.96)
налог на сверхнормативную заработную плату. Реализовано 80%
пожеланий, сделанных на последнем заседании совета, что должно
было внушить оптимизм инвесторам.
Большое внимание уделяется улучшению налогового режима, в
т.ч. в нефтегазовом комплексе. Однако, как считает
Минэкономики, в 1995 г. ТЭК перестал быть локомотивом
российской экономики, главным фактором ее поддержки. Эта роль
все больше переходит к черной и цветной металлургии, химии и
нефтехимии, ряду других отраслей, где наблюдается рост. При этом
не упоминалось, что он вызван в основном благоприятной
международной конъюктурой, а не спросом внутри страны.
Российское правительство полагает нецелесообразными резкие и
многочисленные налоговые изменения. Тем более, как заявлялось,
наша фискальная система не очень отличается от зарубежной ни по Перейти на страницу: 1 2 3 4