В последующие годы, очевидно, можно ожидать увеличения импорта вследствие укрепления реального курса рубля и резкого повышения спроса на иностранную валюту со стороны государства в результате нарастания выплат по внешнему долгу и отсутствия надежды на дальнейшую финансовую "подпитку" от кредиторов.
Рост импорта, вызванный увеличением реальных доходов населения, а также возможные колебания цен на мировых рынках энергоносителей, сырья и продуктов первичной переработки могут привести к тому, что даже 75 процентов от продажи экспортной выручки не хватит для обеспечения потребностей российской экономики в иностранной валюте.
Снижение норматива, например до 50%, для всех экспортеров уменьшит предложение валюты практически до уровня импорта. В результате Правительство может оказаться перед альтернативой между дефолтом и сокращением импорта ниже критического уровня.
Достигнутый к настоящему времени уровень золотовалютных резервов около 33 миллиардов долларов существенно повышает запас устойчивости рубля. Тем не менее, как показывают расчеты, этот уровень недостаточен для обеспечения стабильности рубля в периоды крупных платежей по обслуживанию внешнего долга. Исходя из импортных потребностей и обязательств по выплате внешнего долга, оптимальный размер золотовалютных резервов для России должен составлять 45 миллиардов долларов США.
Прекращение прироста валютных резервов Центрального банка из-за снижения норматива обязательной продажи экспортной выручки послужит сигналом к началу массированных атак на рубль, что в конечном счете подорвет основы стабильности финансовой системы страны. Если в этот период Правительству потребуется осуществить очередной крупный платеж по внешним долгам, тогда не исключены дестабилизация валютного рынка, возврат к временам "черных вторников".
В этих условиях Правительство окажется вынужденным ввести жесточайшие меры валютного регулирования, включая отмену либеральных принципов доступа населения на валютный рынок. Тогда Россия вернется к режиму, схожему с валютной монополией государства. Это может вызвать взрыв социальной напряженности, ведь население чутко прислушивается к малейшим намекам на повторение событий августа 1998 года. Пройдя за последнее десятилетие через неоднократные всплески инфляции и девальвации, население понимает, что ослабление курса рубля ведет к обесценению их рублевых сбережений.
Между тем в 2000 году, впервые за долгие годы, благодаря стабильности курса доходность банковских рублевых депозитов превысила инфляцию, в то время как валютные депозиты показали отрицательную доходность. В банки понесли рубли, что свидетельствует о том, что тенденция недоверия к рублю в определенной степени переломлена и обеспечен некоторый кредит доверия к выходящей из кризиса российской банковской системе.
Нельзя обосновать призывы к снижению действующей нормы обязательной продажи валютной выручки и тем, что экспортеры якобы несут при этом высокие дополнительные трансакционные издержки. По своей величине они незначительны в общей сумме издержек и поэтому не могут создавать серьезную проблему даже на микроуровне. К тому же в условиях сложившейся тенденции постепенного укрепления реального курса рубля эффективное управление свободными рублевыми остатками позволяет более чем компенсировать издержки, связанные с обязательной продажей валютной выручки.
По оценке Центрального банка РФ, на валютных счетах в отечественной банковской системе средства юридических лиц увеличились с 7,7 миллиарда долларов на 1 января 2000 года до 9,9 миллиарда долларов на 1 января 2001 года, то есть на 2,2 миллиарда долларов, что составляет почти 10 процентов российского экспорта в 2000 году. Тем самым несостоятельным представляется довод о том, что на счетах экспортеров нет валютных средств для осуществления необходимых платежей.
Правы, однако, и те, кто считает, что масштабное поступление в страну валютной выручки вследствие значительного положительного сальдо платежного баланса приводит не только к существенному росту валютных резервов, но и к образованию избыточной рублевой ликвидности. Поэтому необходимо формировать механизмы, способные направлять "избыточные" деньги в экономику с целью ускорения экономического роста. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7